Лекция 3 ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

• инфраструктуру строительной отрасли;

• правовое регулирование рыночных отношений в строительной отрасли; уметь

• выявлять и оценивать специфику саморегулирования в строительной отрасли; владеть

• навыками оценки конкурентоспособности предприятия.

Развитие строительного рынка

Реализация рыночных отношений в строительном комплексе имеет особенности, общие для всех отраслей капитального строительства: с одной стороны, это привязка к месту постройки, сравнительно длительные сроки создания, большие единовременные затраты капитальных вложений и т.п., с другой — особенности, связанные со спецификой вида (отрасли) строительной деятельности. Строительные предприятия, занятые в жилищно- гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве (особенно в нефтегазодобывающей промышленности, транспорте, энергетике и т.п.) работают как на территории конкретного региона, так и на территории других субъектов РФ. Такой режим характерен для узкоспециализированных строительных предприятий. Рынок производства строительных материалов, строительных машин и механизмов, технологического оборудования, как правило, имеет межрегиональный ареал деятельности.

Строительный рынок представляет собой открытую организационно- хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют взаимные экономические интересы.

Строительный рынок как система включает:

• субъекты (элементы) строительного рынка;

• объекты (предметы) рыночных отношений;

• инфраструктуру рынка строительного комплекса;

• рыночный механизм;

• государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.

Субъектами (элементами) строительного рынка являются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно- исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) — изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население.

Объектами (предметами) строительного рынка являются: строительная продукция (здания, сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; материалы, изделия, конструкции; капитал; рабочая сила; информация и т.д.

Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.

Государственный контроль в сфере строительного рынка предполагает выделение инвестиционного (строительного) бизнеса в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора.

Саморегулирование процессов рыночных отношений в строительстве осуществляется посредством работы саморегулируемых организаций, а также функционирования бирж, механизма тендерных торгов, представляющих собой конкурсы или аукционы по купле-продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются, но закону спроса и предложения. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.д.

Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях.

Рынок строительного комплекса может эффективно функционировать только при наличии развитой информационной системы, обслуживающей этот рынок, максимально воспринимающей и оперативно отражающей широкую номенклатуру производимых и потребляемых строительных материалов, изделий, конструкций, строительных машин и механизмов, учитывающей спрос и предложение на проектную и строительную продукцию и т.д.

Для активизации рынка подрядных работ необходимы:

1) ужесточение контроля за расходованием государственных инвестиций. Эта работа должна базироваться на следующих основных принципах:

• сочетание бюджетных инвестиций с инновациями;

• инвестирование приоритетных объектов;

• обеспечение быстрой окупаемости инвестиций;

• экономическая заинтересованность и персональная ответственность за срыв сроков строительства и ввода государственных объектов в эксплуатацию;

2) переработка налоговой системы в сфере строительной деятельности;

3) увеличение налоговой ставки за незавершенное строительство в составе имущества предприятия;

4) привлечение в более широких масштабах амортизационных отчислений предприятий и организаций, а также других источников финансирования капитальных вложений, в частности средств населения;

5) активное введение в действие Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", обеспечивающего эффективное включение в инвестиционный оборот дорогостоящего недвижимого имущества юридических и физических лиц.

Таким образом, в строительном комплексе заложены объективные предпосылки для эффективной работы в рыночных условиях, которые обусловлены постоянной потребностью в строительной продукции, особенно в социальной сфере (даже в условиях спада инвестиционной активности).