Особенности социальных организаций

Как показывает анализ, отправным "пунктом", обуславливающим эти особенности, выступают потребности граждан (населения) в определенных услугахмедицинских, защиты, помощи, занятости, страхования, обеспечения, образования и др. Все они объединяются общим понятием – социальные потребности.

Поэтому государство, местные органы и предприниматели создают, соответственно, государственные, муниципальные и коммерческие социальные организации, призванные предоставлять те или иные социальные услуги.

Создание социальной организации определенного профиля для реализации целей, задач и функций, связанных с удовлетворением определенных социальных потребностей, называется институционализацией.

Важнейшими институциональными признаками социальной организации являются:

1) правовой статус или правовое закрепление деятельности с помощью основного регламента – Устава (Положения);

2) типовое или оригинальное организационное построение, в котором отражается специфика предоставляемых социальных услуг;

3) практическая реализация целей, задач и функций, исходя из правового статуса и организационной структуры.

Таким образом, в институциональной основе сфокусированы важнейшие составляющие – правовой статус, организационная структура, цели, задачи и функции.

В табл. 1 в качестве примера приведены профильные названия (наименования) ряда социальных организаций, входящих в систему социальной защиты (помощи), а также их основное функциональное предназначение.

Таблица 1

Профильные названия социальных организаций системы социальной защиты (помощи) и их функциональное предназначение

Наименование центров и домов

Функциональное предназначение

Центр социального обслуживания населения

Социально-бытовое и медицинское обслуживание на дому одиноких, престарелых и инвалидов

Центр (отделение) дневного пребывания

Создание условий для общения, культурного отдыха, посильная трудовая деятельность

Центр (отделение) срочной социальной помощи

Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, учет и консультирование льготных категорий населения

Центр социальной помощи семье и детям

Предоставление социальной помощи семьям, социальный патронаж, анализ потребностей, работа с семьями, имеющими детей-инвалидов

Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями

Социальная и медицинская реабилитация детей с ДЦП, нарушениями зрения, глухонемотой, задержкой речевого развития. Их обучение и воспитание в начальных классах

Центр планирования семьи

Проблемы планирования семьи, социально-медицинская охрана репродуктивного здоровья населения, организационно-методическая работа по пропаганде здорового образа жизни

Дом-интернат для одиноких и престарелых

Материально-бытовое обеспечение, создание условий для проживания, медицинская помощь

Реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства

Временное проживание, социальная адаптация, оказание медико-социальных услуг, трудоустройство

Социальнопсихологический реабилитационный центр для детей и подростков

Организация помощи несовершеннолетним, реабилитационная помощь семье и детям, временное проживание детей и подростков

Детский дом смешанного типа

Проживание, воспитание и обучение детей, оставшихся без родителей

Типовые разделы Устава (Положения), с помощью которого регламентируется деятельность социальных организаций, следующие:

а) общие положения;

б) основные цели, задачи и направления деятельности (функции);

в) организационная структура;

г) имущество и финансы;

д) управление;

е) статус и задачи структурных подразделений;

ж) реорганизация и ликвидация;

з) порядок внесения изменений.

Организационное построение социальных организаций находит отражение в оргструктуре, которая также может быть типовой или оригинальной, учитывающей какую-то специфику.

Одна из особенностей социальных организаций состоит также в том, что они предоставляют определенный набор (ассортимент) социальных услуг, который соответствует профилю их деятельности, целям и задачам.

Предоставление конкретной социальной услуги происходит по определенной технологии, представляющей собой последовательность действий с помощью тех или иных форм, методов и средств. Поэтому каждая услуга буквально производится социальной организацией на основе соответствующей технологии. В этой связи принято говорить о качестве социальных услуг, которое определяется:

1) с помощью государственных стандартов, включающих описания требований применительно к конкретной социальной услуге и или группе услуг;

2) при отсутствии стандартов – на основе выявления уровня (степени) удовлетворенности/неудовлетворенности граждан как потребителей конкретных социальных услуг;

3) с учетом п. 1 и п. 2.

В этой связи принято разделять социальные организации одного и того же и или разных профилей на высокотехнологичные, среднего и низкого уровня.

В данном отношении может иметь место определенное противоречие: социальная организация считает себя высокотехнологичной (например, на основе стандартов), а потребители – низкотехнологичной. Здесь разница не только в оценках: работники за основу оценки берут стандарт, а потребители – фактическое качество предоставляемых услуг. Наличие стандарта еще не гарантирует высокого качества, поскольку многое зависит от квалификации персонала социальной организации и меры его мотивированности.

Как показывает общемировая практика социальной работы, основными источниками появления технологий в социальных организациях являются:

– собственные технологические поиски – разработка, освоение и внедрение;

– заимствование отечественных и зарубежных технологий;

– разработка технологий научно-исследовательским коллективом с последующим ее освоением социальной организацией;

– приобретение технологии у другой социальной организации – отечественной, зарубежной;

– покупка лицензии на ту или иную социальную технологию;

– разработка и отработка технологии путем создания совместных социальных организаций.

И, наконец, еще одной особенностью социальных организаций является то, что они в процессе своей деятельности обеспечивают социальные результаты, связанные с удовлетворением социальных потребностей людей.

В этой связи социальные организации выступают как часть механизма реализации социальной политики государства, которая в соответствии со ст. 7 Конституции РФ "...направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Достижение социальных результатов требует значительных ресурсных затрат – материальных (здания, оборудование, инструменты, технологии и др.), финансовых и человеческих (подготовка, повышение квалификации персонала социальных организаций, его стимулирование). Поэтому социальные затраты (или, как говорят, социальные статьи) имеют большой удельный вес в государственном и местном бюджетах.

В развитых странах выработана практика планирования социальных затрат для обеспечения социального здоровья и экономического благосостояния нации. Конкретные показатели этих социальных результатов принято использовать на различных уровнях социального управления – общество (страна, нация), регион, муниципальное образование, определенные категории семей и отдельных граждан.

В 1920 г. английский экономист А. Пигу (1877–1959) предложил концепцию измерения общественного благосостояния по трем признакам (индикаторам):

1) рост среднего реального душевого дохода;

2) уменьшение неравенства в распределении доходов;

3) возрастание стабильности дохода в реальном выражении.

В настоящее время оценочная система Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает социальные индикаторы по восьми сферам жизнедеятельности человека:

– здоровье;

– развитие личности посредством образования, труда и качества трудовой жизни;

– бюджет времени и досуга;

– личное экономическое положение;

– физическая среда обитания;

– личная безопасность и правовая защита;

– социальные шансы;

– участие в общественной жизни.