Особенности социализации личности

С первых дней существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности – это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в свое видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт включает в себя много составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения социальной среды;

б) культура труда, производственной и других видов деятельности.

В таком случае становление и развитие личности как процесс овладения индивидом социальным опытом и его наращивания, приумножения в своем развитии могут быть представлены двумя условными этапами:

1. Этап общей социализации личности, который состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др.

2. Этап профессиональной социализации личности, связанный с процессом овладения человеком той или иной профессией, специальностью.

Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Человек в процессе социализации не подвергается нивелированию личности, а скорее, наоборот, обретает свою индивидуальность, правда чаще всего сложным и противоречивым образом.

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными личностями и поэтому оставляют неодинаковый след в психике и в душе различных людей. Социальный опыт, который выносится разными индивидами из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, следовательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активноразвивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс социализации не завершается по достижении человеком определенного возраста. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к процессам "с неопределенным концом", хотя и с определенной целью. Продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация личности осуществляется в процессе ее адаптации к окружающей среде и социальным отношениям.

Различают два следующих вида адаптации.

1. Биофизиологическая адаптация личности – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Характерным для людей является возможность использования разнообразных вспомогательных средств, являющихся продуктами их деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека также обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

2. Психологическая адаптация, представляющая собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной сфер во всем многообразии их проявлений.

Обычно выделяют две наиболее широкие области жизнедеятельности человека, которые присутствуют и в его психологической адаптации, – социальная и экологическая составляющие.

Социальная составляющая психологической адаптации ориентирует личность на приобретение определенного статуса[1], овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями.

Экологическая составляющая психологической адаптации предполагает формирование и развитие у личности таких качеств и свойств, которые позволяют активно, продуктивно и безболезненно осваивать природную и социальную среды, не нанося им и себе вреда и урона, достигать гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности человека, гарантировать адекватность его психической деятельности заданным условиям природной и социальной среды.

Социализация и психологическая адаптация – процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Первая – это формирование и становление личности через овладение ею социальным опытом. Вторая же выступает основой социализации личности.

Особое значение в социализации играет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым личность принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет определенные требования к личности. Замечено также, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказываются люди с преобладанием ориентаций на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизируются разные типы личности: с одной стороны, тс, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие, и индивидуально-личностные притязания, а с другой – люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личности ведет к поискам "внешних" врагов, предпочтению своей (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т.п.) группы.

С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, усвоение которого субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными личностями. В связи с этим разные личности могут выносить из объективно тождественных социальных ситуаций неодинаковый социальный опыт.

Многое зависит также от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретная личность. В стабильные периоды развития общества, согласно исследованию американских ученых, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка.

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса, который характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением людей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: 1) дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям, однако их социализация проходит либо через переживание глубокого личностного кризиса, либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.

Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт. Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ социализации не является прямым результатом того, что человек видит и слышит (он может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое), а определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой – отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: от материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, придется платить. Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта социализации также зависит от множества факторов и отражает границы совершенствования личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ социализации – это вся совокупность социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Данное усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными полномочиями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации реализуется в рамках субкультуры, иод которой в общем виде понимается комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя. Данный комплекс в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов здесь созданы эффективные способы и приемы воздействия на массовое сознание. Среди них есть как прогрессивные (демократическое воспитание, правовое убеждение, социальная психотерапия и психокоррекция), так и регрессивные (манипулирование и "модификация" поведения людей). В процессе применения последних в целях обеспечения лояльности населения, формирования "типичной" личности, удобной правящему меньшинству, используются массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, "промывание" мозгов, "оболванивание". В условиях тоталитаризма, кроме того, социализация обеспечивается с помощью глобальной слежки за людьми, внушения страха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие.

При этом следует иметь в виду, что социализация – не пассивный, а активный процесс, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.

В целом с точки зрения психологии социализация осуществляется в двух сферах: сфере жизнедеятельности личности и сфере профессиональных, учебно-познавательных и других ее деятельностных связей и отношений. В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности и отношения к нему. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях – становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным результатом такой социализации является формирование индивидуальности.