Особенности системы и институциональных основ социального страхования в России

Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, его политика основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Государство призвано помогать слабым, нуждающимся, влиять на распределение экономических благ таким образом, чтобы обеспечивать каждому человеку достойное существование.

Мнение эксперта

Конституционные социальные права – это признаваемые конституциями права человека на материальную, а иногда и духовную поддержку со стороны государства с целью обеспечения достойных условий материального, физиологического и морального существования. Следовательно, они, как и большинство конституционных прав, имеют особое значение, так как их можно определить как права-притязания, поскольку реализация возможна лишь через деятельность других субъектов, и прежде всего – государства, от которого требуются огромные финансовые затраты из бюджетных средств.

Профессор И. А. Алебастрова,

автор учебников о конституционном праве

Провозглашенные в Конституции РФ цели социального государства предопределяют обязанность обеспечивать прожиточный минимум, предоставлять соответствующую помощь, материальную поддержку и социальную защищенность лицам, которые в силу возраста, состояния здоровья или по другим независящим от них причинам не могут обеспечивать себе достойный уровень жизни. Система социальной защиты предназначена сгладить социальное неравенство посредством государственного регулирования социального обеспечения граждан, доступного здравоохранения, образования, а также предоставления социальных услуг. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется независимо от способности человека трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Нормативные документы

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ

"Об основах обязательного социального страхования"

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъекты обязательного социального страхования – страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики – коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Институционально система обязательного социального страхования в России представляет собой три государственных внебюджетных фонда, управляющих четырьмя видами обязательного социального страхования.

1. Пенсионный Фонд РФ (ПФР), осуществляющий назначение и выплату пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих и администрирующий сбор обязательных страховых взносов по пенсионному и обязательному медицинскому виду социального страхования.

2. Фонд социального страхования РФ (ФСС), осуществляющий два вида обязательного социального страхования – от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и администрирующий сбор обязательных страховых взносов но этим видам страхования.

3. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляющие этот вид социального страхования на территории субъектов РФ.

В отличие от других внебюджетных фондов фонд ОМС не имеет централизованной структуры, что связано с совместным ведением здравоохранением федеральными и региональными органами власти.

Среди указанных видов обязательного социального страхования пенсионное страхование является самым большим, в финансовом измерении, и самым дефицитным, а ОМС является самым массовым, охватывающим все население России от рождения и до смерти.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей – с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика – с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

Регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

– страховые взносы;

– межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

– штрафные санкции и пеня;

– денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

– доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

– иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Средства обязательного социального страхования – денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом о страховых взносах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

– установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

– установление видов обязательного социального страхования;

– установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

– установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

– установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

– утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

– установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

– установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

– установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства РФ;

– определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

– управление системой обязательного социального страхования.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ осуществляет управление системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральными законами.

Страховщики осуществляют управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются федеральными законами.

Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период вносятся в Госдуму Правительством РФ в установленном БК РФ порядке.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 19 Закона об основах обязательного социального страхования).

Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.