Лекция 20. Особенности семейного консультирования в государственном детском центре

В сегодняшней консультативной практике в детских центрах все активнее развиваются различные формы интервенции, направленные на оптимизацию функционирования и помощь детям, а также семье в целом. Психодраматические группы, игровая терапия, индивидуальное консультирование для родителей и детей, группы медиации, семейные рефлексивные группы флористики, диадические коммуникативные группы "мать — дитя" — многообразие форм работы, предлагающихся государственными детскими центрами, приятно удивляет и радует. Активное развитие семейного консультирования в рамках государственных детских центров оказывается в этом смысле в тренде системного и мультиресурсного подхода в сфере государственных психологических услуг. Комплексная организация помощи отражает не просто образ действия, но и образ мыслей, характеризующийся системностью и пониманием возникающих у детей трудностей с точки зрения интер-индивидуального, а не интра-индивидуального подхода.

Семейное консультирование в государственном центре обладает практически всеми характеристиками данной практики в целом, но при этом имеет свою специфику. Его эффективное развитие требует учета особенностей организационного контекста. В данной главе будут проанализированы некоторые стороны семейного консультирования, определяющиеся особенностями организационного контекста государственного детского центра.

Центр как рабочее пространство и посредник

Государственный детский центр для семейного консультанта является как рабочим пространством деятельности, так и посредником между психологом и семьей (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Детский центр как посредник

Такая специфика общей структуры накладывает отпечаток практически на все аспекты деятельности центра — от аксиологического до методического. Рассмотрим вкратце ряд основополагающих составляющих: целевую, финансовую и структурную особенности терапевтического альянса, а также представлений о его эффективности.

Цели

Центр диктует правила взаимодействия диады "консультант — семья", а также спектр задач, на решение которых должна быть направлена его деятельность. Семейный консультант оказывается в двойственной позиции. С одной стороны, он должен выполнять задачи, связанные с семьей и ее запросами. С другой стороны, он реализует цели центра, определенные государственной политикой, и подчиняется сто директивам. Консультирование в рамках организации неизбежно затрагивает аспект отношения консультанта к принятым в данном центре целям работы и критериям их достижения. Деятельность государственного учреждения направлена на выполнение государственного задания, связанного с социально-психологическими и образовательными услугами, и определяется государственной политикой и решениями вышестоящих органов о продвижении и финансировании того или иного вида деятельности, той или иной формы организации работы учреждения.

Как формулирует центр задачи для работы семейных терапевтов? На что ориентирует государство создаваемые и финансируемые им центры? Можно предположить, что государство прежде всего заинтересовано в краткосрочной, но многоуровневой (первичной, вторичной и третичной) профилактике поведенческих проблем, нарушений социальной адаптации применительно к как можно более обширной популяции. В соответствии с этим основные задачи связаны, во-первых, с мерами, направленными на симптоматическое (проблемное) поведение, а во-вторых, с воздействием на его предотвращение.

Наиболее желательными оказываются подходы, ориентированные на симптом, проблему (а не па личность или переживание). Впрочем, несмотря на доминирование в контексте государственного учреждения, фокусировка на симптоме не является единственной. Существует широкий спектр альтернативных подходов, ориентированных на опыт, переживание, личность, на повышение устойчивости и имеющиеся у семьи и ее членов ресурсы для оптимизации ситуации и повышения качества жизни. Интересно, что некоторые исследователи именно с семейным консультированием связывают возможности развития подходов, фокусирующихся не на проблеме или симптоме, а на сильных сторонах и имеющихся у семьи возможностях[1]. Избавление от симптомов описывается во многих терапевтических системах скорее как побочный продукт, результат расширения взгляда на жизнь системы и на ситуацию. Безусловно, консультанты, работающие в детских центрах, активно используют методы, заимствованные из этих практик. Однако можно предположить, что по сути своей философия центров остается симптомо-ориентированной.

В соответствии с парадигмой превентивной психиатрии и политикой психического здоровья, задачей центра является не только избавление граждан от неприятных симптомов, но и предвосхищение и предотвращение патологии до ее фактического проявления и развития. Предвосхищение и превенция проблемного поведения опирается на модель контроля факторов риска психического здоровья населения в целом. Отсюда вытекает предпочтение экспертного подхода, стремление к быстрому решению проблемы, недооценка длительной индивидуальной работы[2].

В рамках этой парадигмы наиболее востребованными ролевыми позициями, ожидаемыми от консультанта, становятся позиции эксперта и тренера. Эксперт обладает знаниями и ведет к определенной цели. Его действия носят директивный характер, он в значительной степени принимает на себя ответственность за процесс и результат[3]. Что касается тренера, то эта позиция, безусловно, может отражать идеи К. Витакера: не играть за игроков, но делать игру более эффективной, не навязывая им при этом своего жизненного пути.

Однако в большинстве случаев позиция тренера гораздо более директивна и отражает представление о позиции консультанта в бихевиорально-ориентированном подходе к работе с семьями, где консультант рассматривается как своего рода "тренер" для родителей, обучающий их принципам эффективного "родительства" и помогающий реализовать эти принципы в их семье, обеспечивая эффективное научение детей желаемому поведению. Предполагается, что не изменение личности или характера должно стать предметом работы, но изменение проблемного поведения, и в первую очередь изменение поведения родителей (или других значимых для ребенка взрослых), что должно привести к переменам у других членов системы. В качестве неотъемлемого процесса признается обучение родителей альтернативному (правильному, эффективному) поведению и его отработка на сессиях и дома.

Таким образом, для позиций тренера и эксперта, наиболее востребованных от консультанта в государственном центре, свойственна высокая степень активности и ответственности за процесс и результат. Однако какова специфика профессиональной ответственности в рамках государственного учреждения?