Особенности развития памяти ребенка в дошкольном возрасте

Память является доминирующим психическим процессом в структуре межфункциональных связей дошкольника. В дошкольном возрасте в структуре процессов памяти ребенка происходят количественные изменения, позволяющие ему удерживать все большее количество информации, и качественные изменения, в частности постепенный переход к произвольному запоминанию.

В младшем дошкольном возрасте единственной формой работы памяти являются непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Запоминание и воспроизведение происходят без постановки сознательных целей что-либо запомнить, независимо от воли ребенка. Непроизвольная память обеспечивает сохранение большей части опыта дошкольника. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ памяти дошкольников составляют представления, т.е. конкретные, наглядные образы окружающих людей, их действий, предметов, игрушек, их свойств, объектов и явлений природы и т.п. Эти представления являются основой для формирования понятий. В младшем дошкольном возрасте часто встречается смешение действительных воспоминаний и выдумок ребенка, что является результатом объединения процессов воображения и памяти.

Эмоциональная окраска информации улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтральных событий. Лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями ребенка, что произвело сильное впечатление. Даже непроизвольное запоминание отличается избирательностью, определяется отношением ребенка к окружающему. Ребенок легче запоминает яркие, красочные, новые, динамичные, необычные, движущиеся объекты, что обусловлено тесной связью с перцептивными процессами. Хорошо запоминается также то, что многократно повторяется и включено в деятельность, особенно в игровую. Игровые мотивы оказывают положительное действие на запоминание и увеличивают продуктивность непроизвольной памяти. На протяжении дошкольного возраста происходит повышение эффективности непроизвольного запоминания, которое является важной предпосылкой развития произвольной памяти.

Практический пример

В экспериментальном исследовании З. М. Истоминой перед детьми ставилась задача запомнить ряд слов один раз в ситуации лабораторных опытов, другой раз – в ситуации игры "магазин", когда ребенку нужно было выполнить поручение и купить в магазине предметы, названные экспериментатором. Эффект запоминания в ситуации игры оказался заметно выше, причем это положение сохраняет свою силу на протяжении всего дошкольного возраста.

С возрастом непосредственное и непроизвольное запоминание трансформируется в сложную умственную, сознательно регулируемую деятельность, основывающуюся на определенных способах переработки запоминаемого материала. Произвольная память начинает развиваться примерно в среднем дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить определенную цель – запомнить то, что намечено, т.е. выделять специальную мнемическую задачу на запоминание и припоминание, и использовать специальные приемы запоминания.

Выделение ребенком мнемических задач происходит при следующих условиях:

• во-первых, если припоминание или запоминание является средством осуществления значимой деятельности;

• во-вторых, если они непосредственно и наглядно связаны с основным мотивом деятельности ребенка.

Так, когда ребенок поставлен в игровые условия, при которых от припоминания им ряда слов зависит выполнение взятой на себя роли, то уже у детей среднего дошкольного возраста выделяется специальная задача – припомнить и запомнить необходимые слова. Важно при этом, что задача припомнить выделяется раньше, чем задача запомнить. В связи с выделением задачи запомнить с целью последующего воспроизведения впервые появляются и специальные приемы этих действий. Ребенок или повторяет слова вслед за взрослым, или, после того как взрослый уже произнес слова, он повторяет поручения или слова про себя, наконец, он делает попытки установить логические связи между словами. Так появляется специальная работа ребенка над материалом для осуществления запоминания. Она еще чрезвычайно проста и выражается чаще всего в повторении, которое еще не содержит в себе необходимой переработки материала в связи с предстоящим воспроизведением. Однако все эти действия с материалом уже опосредованы словом.

Появление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Преднамеренное запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т.д.), как самостоятельное действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами. Таким образом, дошкольный возраст является тем возрастом, в котором начинается развитие произвольной памяти. Основной путь своего развития произвольная память проходит в следующем, школьном возрасте.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непосредственного запоминания к опосредованному запоминанию с использованием мыслительных операций. Чем осмысленнее материал, тем выше эффективность его запоминания, что свидетельствует о возможности детей дошкольного возраста активно осмысливать информацию, которую необходимо запомнить. Процесс запоминания начинает опосредоваться словом.

Выделяют три периода в использовании ребенком слова для организации восприятия запоминаемого материала (рис. 9.3). В первом периоде (три-четыре года) ребенок не только в условиях естественной деятельности, но и в специально создаваемой ситуации не может установить опосредствованное словом отношение к материалу. Во втором периоде (четыре-пять лет), если ребенку создать специальные условия для опосредования, он способен использовать слово. В этом случае он свободно вступает в опосредствованное словом отношение к материалу. В условиях же естественного поведения опосредование для этого периода нехарактерно. Наконец, в третьем периоде (шесть-семь лет) ребенок использует слово как средство организации восприятия запоминаемого материала уже и в условиях своей естественной деятельности.

Д. Б. Эльконин указывал, что в младшем дошкольном возрасте эффективность произвольного и непроизвольного запоминания одинакова, в среднем и старшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. На протяжении дошкольного детства увеличивается объем памяти.

В три года ребенок может запомнить и воспроизвести не более двух-трех слов или три-четыре названия предметов, изображенных на картинках, предъявляемых ребенку для запоминания. К четырем годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до пятишести названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. В пять лет ребенок может запомнить уже семь-восемь предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Ребенку шести-семи лет доступно прямое задание – запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, то после трех-четырех предъявлений ребенок обычно называет больше половины слов.

Рис. 9.3. Периоды в использовании дошкольником слова для организации восприятия запоминаемого материала

В дошкольном возрасте часто наблюдается явление реминисценции (смутного воспоминания), при котором забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через определенное время. При реминисценции последующее воспроизведение дополняется фактами и понятиями, отсутствовавшими при первом воспроизведении материала. Реминисценция часто возникает при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Дети не всегда сразу могут осмыслить материал при его восприятии и потому воспроизводят его не полностью. Им необходимо определенное количество времени для его осмысления, после чего воспроизведение становится более полным. В ситуациях, когда запоминаемый материал осмыслен сразу, реминисценции не происходит. Для памяти дошкольников характерна также сильно развитая эйдетическая память, при которой у детей долго сохраняется ранее воспринятый яркий образ со всеми деталями.

Примерно со среднего дошкольного возраста воспринимаемые мозгом сведения закрепляются настолько прочно, что могут вспомниться во взрослом состоянии. Однако здесь отмечаются значительные индивидуальные различия, которые проявляются также в отношении объема, скорости, прочности запоминания, в количестве реминисценции и др.

Таким образом, главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольного и образного видов памяти. Устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память способствует развитию опосредованного познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка. По мере накопления и обобщения опыта дошкольников развитие мнемических процессов включается в развитие личности.