Особенности развития газетных редакций азиатского региона в условиях конвергенции

В Азии многие медиакомпании уделяют большое внимание использованию инновационных технологий. На примере СМИ Сингапура, Малайзии, Таиланда и Японии мы рассмотрим развитие газетных редакций азиатского региона в условиях процесса конвергенции. За последние несколько лет там появилось много интересных примеров использования СМИ технических достижений в области передачи информации. Правительства Сингапура и Малайзии рассматривают цифровые технологии и медиа как основные составляющие экономического роста. Вступая в XXI в., Япония провозгласила начало революции в области информационных технологий. В июле 2000 г. был создан Стратегический Совет по информационным технологиям (IT Strategy Council, ITSC), в состав которого вошли министры, чиновники, специалисты различных областей, а также представители ведущих японских компаний.

В рассматриваемых странах очень высокий уровень проникновения мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет. В Сингапуре к концу 2006 г. практически каждая семья имела доступ в Интернет, 62,8% семей имели широкополосный Интернет[1].

В Малайзии степень проникновения мобильной связи в 2006 г. составляла 70%, по сравнению с 50% в 2005 г. Большинство людей имеют более одного телефона. К началу 2007 г. на 26 млн человек населения приходилось примерно 15 млн мобильных телефонов (принимая во внимание, что 15 млн – это совсем маленькие дети)[2].

В Таиланде в 2000–2005 гг. был интенсивный рост интернет-пользователей. Очень быстро там становились популярными и мобильные телефоны.

Ожидается, что в Азии будет самый большой рост рынка мобильной индустрии. Аудитория превращается в огромную силу по сбору информации, она способна фотографировать кого угодно и где угодно. В этой связи в азиатском регионе особую роль начинает играть контент, собранный пользователями информации.

Мобильный телефон начинает играть большую роль и в производственном процессе. Многие медиагруппы региона установили инновационное оборудование в своих редакциях для доставки последних новостей. Например, в ноябре 2006 г. в Пресс-холдинге Сингапура (Singapore Press Holdings (SPH)) была внедрена система донаборной обработки текста (Hermes front-end system). Она позволяет людям общаться друг с другом и распространять материалы по мобильным телефонам. Новости передаются по мобильному телефону среди сотрудников компании, репортеры получают задание по SMS.

Отдельно следует сказать о развитии мобильной индустрии в Японии. Японские медиа – бесспорные лидеры в освоении мобильной платфомы. Когда почти во всем мире мобильный телефон не использовался даже для отправления SMS- сообщений, японцы уже распространяли контент по мобильным телефонам и делали на этом хороший бизнес. Еще в 1979 г. Компания "Ниппон Телеграф энд Телефон", НТТ (Nippon Telegraph and Telephone (NTT)) запустила первое поколение (1G) услуг по предоставлению мобильной связи в Токио. В 1999 г. появился первый в мире сервис цифровой мобильной связи – "И-Моуд" (I-Mode), этот новый канал стали широко использовать японские газеты для распространения своего контента. В 2003 г. мобильный телефон в Японии уже широко использовался не только для осуществления звонков и обмена SMS- сообщениями, но и для покупок товаров через Интернет, доступа к электронной почте и Интернету, а также как фотоаппарат.

С широким распространением новых технологий японцы не перестают оставаться самой читающей нацией в мире. В Японии часто можно увидеть, как многие люди что-то читают на своих мобильных телефонах в транспорте.

В рассматриваемых странах сегодня нет жестких ограничений на перекрестное владение СМИ. В Сингапуре ограничения существовали довольно долго, но в 2000 г. запрет был снят. Пресс-холдинг Сингапура (Singapore Press Holdings (SPH)) получил лицензии на создание двух ТВ-станций, вещающих на английском и китайском языках. Второй медиагигант

Сингапура – вещательная компания "МедиаКорп" (MediaCorp) получила лицензию на издание бесплатного таблоида "тудей" (Today).

В Малайзии и Таиланде также нет антимонопольного законодательства, запрещающего компании владеть газетой, радио и ТВ-станциями в одном городе.

Хотя в Японии перекрестное владение СМИ и ограничивается законом, основные газетные компании страны являются держателями мажоритарных пакетов акций дочерних ТВ-каналов.