Лекция 6. Особенности работы спортивного журналиста в электронных СМИ

Весь предыдущий текст настоящего учебника был ориентирован на то, чтобы создать у будущего или начинающего спортивного журналиста представление о специфике присутствия спорта в современном информационном пространстве, где ему предстоит трудиться или где он уже трудится. Разнообразие жанров и форматов нынешнего спортивного радио- и телевещания предоставляет достаточное количество разных профессиональных вариантов участия журналиста в освещении спортивных событий. Очевидно, что позиция спортивного комментатора выглядит на сегодняшний день более репрезентативной, престижной и выигрышной в сфере электронных СМИ. Но это вовсе не означает, что подобная профессиональная позиция в спортивной журналистике является единственной и приоритетной.

В нынешней сфере информационной деятельности, ориентированной на спорт, существует немало других возможных точек приложения имеющихся в наличии у профессионала компетенций, знаний, навыков и умений. Появление в эфире или на экране — всего лишь конечный результат напряженной работы целого коллектива журналистов, режиссеров, технических сотрудников, редакторов. Каждый из них, в конце концов, и обеспечивает выполнение общей задачи: рассказать о конкретном спортивном соревновании, поведать аудитории о последних новостях из мира спорта, либо проанализировать самое интересное и самое значительное в спортивном информационном пространстве, произошедшее за день или неделю, в одном или нескольких видах спорта.

Далее мы представим те профессиональные позиции в спортивной журналистике, которые отличаются своеобразием работы в зависимости от решаемых творческих, организационных или технических задач. Мы заранее оговариваем то обстоятельство, что оставляем за скобками настоящего пособия описание такой важной позиции в журналистике, как продюсер, так как она, на наш взгляд, больше относится к сфере менеджмента СМИ. И в нынешней реальности электронного вещания без людей данной специальности никак не обойтись. Но нас более интересуют те должности и та специализация журналиста, которые характерны для работы со спортивной информацией непосредственно. Особого разговора заслуживает позиция спортивного комментатора, которой мы посвящаем отдельный параграф.

Все специальности хороши, выбирай на вкус

Как мы уже знаем, первоначально подавляющее число спортивных программ в отечественном радио- и телеэфире шло в режиме прямого эфира. Такая ситуация сохранялась до конца 60-х гг. прошлого века, когда началось повсеместное внедрение магнитной записи. Однако журналистская специализация, связанная с подобным способом доставки эфирного контента до зрителей, продолжала существовать и после сокращения доли прямых спортивных трансляций.

До недавнего времени не существовало четкого разделения профессий в прямом эфире. Г. В. Кузнецов пишет: "В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли "комментатор". С течением времени более точно определились основные "амплуа", в которых журналист предстает перед телезрителями"[1]. Например, перед тем как перейти в программе "Время" к выпуску спортивных новостей, диктор, как правило, произносил: "А сейчас — новости спорта. Слово — нашему спортивному комментатору Нине Ереминой (Владимиру Перетурину и т.п.)".

В зависимости от формата программы различалось и различается журналистское присутствие в прямом эфире. Г. В. Кузнецов выделяет следующие профессии телевизионной журналистики в прямом эфире (их мы и рассматриваем в связи со спортивной журналистикой)[2]:

— корреспондент — самая массовая профессия на современном телевидении. Именно корреспондент (или как его еще называют — репортер) отвечает за поступление в эфир четких фактов. Репортер в прямом эфире отвечает за ощущение присутствия на месте событий у зрителя. Это одна из наиболее сложных и многогранных профессий в тележурналистике, совмещающая в себе быстроту передачи и информативность. "Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи репортером, с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда"[3];

— комментатор — в отличие от репортера имеет большую свободу. Несмотря на то, что он так же работает в режиме реального времени, у комментатора есть возможность не просто изложить факты, а поделиться собственным мнением, дать оценку событию. Что совершенно неприемлемо для репортера. Об этом в 1921 г. написал статью главный редактор британской газеты Guardian Чарльз Прэстуич Скотт (Charles Prestwich Scott). Его фраза теперь известна всему миру как кредо информационной журналистики: "Comment is free, but facts are sacred"[4] ("комментарий волен, но факты — священны"). Это высказывание не просто укрепилось в британской журналистике, но и стало одним из ее главных правил;

— ведущий ток-шоу — одна из наиболее популярных в современной тележурналистике специальностей. Ведущий ток-шоу в прямом эфире часто совмещается со специальностью модератора. Основная задача — организация диалога между двумя и более сторонами;

— модератор (ведущий дискуссионной передачи) ;

— интервьюер.

Подробнее мы рассмотрим профессиональные особенности поведения в прямом эфире в соответствующем параграфе, а пока вернемся к более классическим позициям.

Корреспондент не только работает в прямом эфире. Например, как сотрудник спортивной редакции телеканала 100ТВ И. С. Лосев[5], который сопровождал прямые трансляции матче футбольного клуба "Зенит" на петербургском стадионе "Петровский". Его функция — дополнять парный комментарий (как правило, Кирилла Набутова и Алексея Стрепетова) уточняющими сообщениями о том, что происходит за пределами "видимости" камеры или самих комментаторов.

В традиционном журналистском понимании корреспондент — основной поставщик информации и соответственно оформленных материалов для программ разных жанров — от выпусков новостей и обозрений до ток-шоу. В этом смысле его работа как спортивного журналиста ничем не отличается по требуемым компетенциям от работы журналиста в сфере политики или экономики. Желательно наличие не только общих прагматических навыков работы с информацией, но и знание особенностей того или иного вида спорта, вплоть до знаний регламента и правил соревнований. Для спортивного корреспондента будет не лишним иметь и широкий круг знакомств в спортивной среде, в определенном смысле способность к "вхожести" в официальные организации и учреждения, в чьей компетенции находится та или иная сфера спорта. Не лишним будет для корреспондента и умение работать в команде, когда взаимопонимание и взаимозаменяемость помогут преодолеть возникшие проблемы и решить сложные ситуации, связанные с доступом к информации (например, съемка тех или иных соревнований, организация записи интервью и т.п.).

Сегодня в электронных СМИ позиция информационного редактора — одна из важнейших в практике спортивной журналистики, но, к сожалению, для амбиций многих начинающих сотрудников не столь заметная в эфирной практике. Этот специалист никогда не появляется на телеэкране и очень редко выходит в радиоэфир. Только в случае крайней необходимости (для замены выбывшего корреспондента) информредактор может взять на себя подобные функции.

Его основная задача — создание программы и контроль соблюдения четкого графика работы редакции по подготовке будущей программы независимо от жанра и периодичности. Понятно, что в случае необходимости подготовки ежедневного выпуска спортивных новостей данная позиция становится просто-напросто определяющей, так как от человека, работающего в этой должности, как раз и зависит равномерное и адекватное распределение имеющихся в его распоряжении ресурсов: кадровых, технических, транспортных, организационных. Решение логистических задач, учитывающих пространство, время, статус отражаемого спортивного события, квалификацию посылаемого на событие корреспондента — все это приоритеты работы информредактора.

Ориентация в спортивной среде — максимальная, вплоть до знания не только источников возможной информации, но и путей ее поиска и обнаружения. Для человека, трудящегося на этой позиции, важно также знание общей картины дня в городе, регионе, стране в отношении не только спортивных событий разного уровня и масштаба, но и общей событийной насыщенности окружающего информационного пространства. Эрудиция у спортивного информредактора должна быть максимальной, чтобы обеспечить быстрое и оперативное реагирование на изменение изначальных условий работы над конкретным АВП.

Режиссер спортивных программ сегодня — это профессионал, соединяющий в едином процессе создания АВП выполнение творческих задач с необходимыми технологическими действиями и решениями. Естественно, что данный специалист учитывает не только технику и ее возможности, но также и выразительные возможности телевидения, его коммуникационные возможности, вплоть до выбора точки съемки или ракурса камеры по отношению к снимаемому событию, объекту, персоне.

Присутствие данного специалиста при окончательном монтаже готовящегося АВП обязательно. Кроме того, он должен знать и понимать стандарты вещания, принятые в том СМИ, в котором он трудится. Для режиссера, связанного со спортом, знание правил проведения соревнований не только желательно, но и обязательно. Хотя в практике спортивной журналистики нынешние режиссеры чаще всего курируют несколько видов спорта.

В практике современной спортивной журналистики с учетом процессов универсализации профессии достаточно часто обязанности режиссера (особенно на выезде съемочной группы) принимает на себя непосредственно сам журналист. Поэтому ему необходимы и те знания, которые включены в программу курса "Техника и технология СМИ".

Это можно назвать его требуемой профессиональной компетенцией. Что же касается режиссера, который отвечает за организацию и проведение прямой спортивной телетрансляции, то эту позицию должен занимать самый опытный сотрудник редакции или СМИ, досконально знакомый не только с определенными видами спорта, но и имеющий опыт работы в эфире на разных позициях (оператор, комментатор, корреспондент), не говоря уже о профессиональном авторитете среди коллег. В истории петербургской тележурналистики таким человеком является Эрнест Наумович Серебренников, за плечами которого почти полувековой опыт работы в спортивной тележурналистике.

Чаще всего позицию оператора в спортивной журналистике занимают профессионалы, имеющие опыт как выездной съемки, так и опыт работы в условиях стационара (павильон). Работа со спортивными событиями с точки зрения конечного видеорезультата ничем не отличается от работы оператора в иной тематике. Здесь также необходимы: доскональное знание технических возможностей находящегося в руках специалиста оборудования, его технологических характеристик, умение ориентироваться в ситуации как с точки зрения хода развития события, его драматургии, так и с точки зрения персонального знания основных его участников в лицо.

Было бы совсем не лишним, если бы оператор имел представление о том, какие планы, ракурсы, панорамы, объекты и персоны требуются сопровождающему его корреспонденту для будущего АВП. Подобное понимание может быть приобретено либо в процессе совместной работы с журналистом (постоянство состава творческой группы — фактор, обеспечивающий успешное выполнение информационной задачи), либо в ходе краткого взаимного выяснения пристрастий друг друга.

О таких качествах, как острое целенаправленное профессиональное зрение, мгновенная реакция на изменяющиеся обстоятельства съемки, коммуникабельность, психологическая устойчивость, наверное, и не стоит упоминать. Все они входят в психограмму тех специалистов, которые трудятся на ниве спортивной журналистики.

Все вышеописанные специальности, связанные с реализацией темы спорта в эфире электронных СМИ, так или иначе обеспечивают успешное создание АВП с заданными заранее форматными и жанровыми параметрами. Но они чаще всего остаются вне кадра, хотя роль каждого из них значительна. И в этой номенклатуре специализации в спортивной журналистике свое особое место занимает ведущий спортивных программ.

Журналист, занимающий позицию или должность ведущего, должен четко понимать заданные ему как профессионалу рамки формата ЕЭК, в которой он становится "лицом программы" (и, в какой-то степени, "лицом канала"). Вариантов позиций в нынешней практике спортивного электронного вещания достаточно много: ведущий выпуска новостей, ведущий обозрения, ведущий отдельно взятой программы, ведущий отдельного проекта, ведущий спортивной трансляции, ведущий ток-шоу и т.п. Все, повторим, зависит от формата, жанра, тематики, периодичности, хронометража и иных внешних и внутренних характеристик конкретного АВП.

Кроме того, следует учитывать тенденцию развлекательного электронного вещания последних лет. Она выражается в том, что возникла некоторая мода на парное ведение ток-шоу. Подобное форматное обстоятельство не является подавляющим монологический вариант, но даже в тех случаях, где наличествует моноведение, драматургия телезрелища подразумевается создание полилога. Характерный пример — ток-шоу "Удар головой". Ведущий в подобной ситуации, скорее, исполняет роль модератора, чем ведущего в традиционном журналистском понимании.

Совокупность профессиональных требований к личности журналиста, выходящего в эфир на подобной ответственной позиции, вряд ли так уж сильно отличается по набору тех компетенций, навыков, характеристик, которые выносятся во главу угла при отборе кандидатов на позицию ведущего. Если не принимать во внимание внетворческие и внепрофессиональные обстоятельства (личные связи, требования рекламодателей, заинтересованность инвесторов), то, прежде всего, у возможного соискателя должно быть обнаружено наличие следующих качеств:

— эрудиция в спортивной тематике;

— умение последовательно вести диалог, полилог;

— психологическая устойчивость;

— мгновенная реакция на изменение как общей ситуации, так и ситуации общения;

— телегеничность внешнего облика;

— правильная, четкая и грамотная речь;

— определенный тип личного темперамента (скорее, сангвиник; и абсолютно определенно — экстравертный тип личности).

Как видим, важно как сочетание личностных, персонифицированных характеристик, так и наличие конкретных профессиональных навыков.

И здесь бы хотелось обратить внимание начинающих сотрудников информационного спортивного фронта на одно существенное обстоятельство их возможной работы в том или ином СМИ. Современный уровень технического обеспечения журналистской деятельности достаточно высок с точки зрения использования новых технологий (сеть Интернет, связь, радиосвязь, страховка во время прямого эфира с помощью "суфлера текста" и т.д.). Однако, если вы захотите стать ведущим какой-либо спортивной программы, то рассчитывать вам придется преимущественно на собственные знания (желательно без какой-либо страховки в виде использования планшетов с предварительными записями или зафиксированным сценарием). Ситуация с подглядыванием в них, конечно, допустима и не является ошибкой, но с точки зрения доверия аудитории она не выглядит правильной, так как ведущий должен производить впечатление уверенного человека, компетентной личности.

Об иных требованиях, которые возникают при работе спортивного журналиста, мы поговорим в следующем параграфе учебника.