Особенности психической готовности в индивидуальных и коллективных видах спорта

Каждая спортивная дисциплина обладает своими специфическими особенностями, что создает предпосылки для различного проявления психической готовности спортсменов. Основное деление видов спорта на индивидуальные и коллективные придает психической готовности спортсмена специфическую характеристику. Например, у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, создается и проявляется индивидуальная психическая готовность. Она характеризуется специфическими индивидуальными элементами: идейной и моральной ориентацией спортсмена; комплексом личностных свойств, психических состояний и моральных качеств, необходимых для овладения конкретным видом спорта. Лучший пример этому – бокс, где сконцентрированы быстрое и точное восприятие состояния противника, быстрая и точная оценка обстановки на соревнованиях, быстрые и точные движения, личная цель, сильная личная воля, уверенность в своих силах, положительный эмоциональный заряд, большая сосредоточенность и стабильная психическая устойчивость.

Индивидуальная психическая готовность является весьма подвижной системой, которая формируется, создается, совершенствуется и регулируется в процессе подготовки спортсмена к соревнованиям и особенно в результате психологической подготовки.

Что же касается коллективных видов спорта, то в них формируется и совершенствуется одновременно как коллективная, так и индивидуальная психическая готовность, причем первая играет ведущую роль. Она представляется не арифметической суммой индивидуальных психических готовностей, а творческим проявлением воли коллектива. Коллективная психическая готовность содержит следующие элементы: идейную и моральную ценностную ориентацию коллектива; проявление сильной коллективной воли; создание коллективного тактического мышления; положительное коллективное мнение; хороший психологический климат и коллективная психологическая устойчивость. Объединяющую и направляющую роль играет коллективная воля.

В целом можно отметить, что в коллективных видах спорта одновременно проявляются коллективная и индивидуальная психическая готовность. Осуществление психологической подготовки является в данном случае более сложным и трудным.

В существующей проблеме нет единого мнения и подхода к ее решению. Некоторые авторы утверждают, что существует два, три, четыре и более этапов психологической подготовки (П. Рудик, М. Эпуран, Цв. Желязков). В основном авторы предлагают выделять четыре этапа психологической подготовки.

1. Общая психологическая подготовка. Этот этап продолжается в течение всего спортивного стажа спортсменов и осуществляется в процессе годичной и многолетней подготовки. ОГЛАВЛЕНИЕ психологической подготовки состоит в формировании и развитии специфического комплекса личностных свойств, психических состояний и моральных качеств, необходимых для обучения конкретной спортивной дисциплине. Это означает формирование и развитие общей психической готовности у спортсменов, участвующих в соревновании. Эта задача должна решаться в учебно-тренировочной деятельности целенаправленно и систематически.

2. Специальная предсоревновательная психологическая подготовка. Этот этап связан с подготовкой к определенному соревнованию. Он начинается с момента, когда поставлены задачи предстоящей борьбы. Продолжительность психологической подготовки может быть от 1–6 до 30 дней и более, в зависимости от характера соревнований и значимости соревнования (двустороннего, международного, турнирного и др.). По содержанию она должна сообразовываться с конкретными факторами данного соревнования. Ими являются противник, публика и т.д. Задача состоит в достижении оптимальной психологической готовности к данному соревнованию.

3. Психологическая подготовка, проводимая непосредственно в процессе самого соревнования. Эта подготовка осуществляется тренером во время отдыха спортсмена, перерывов в соревновании, смены участников соревнования и перед исполнением важных технико-тактических действий (броски мяча, штрафной удар, прыжок через препятствие, очередная попытка и т.д.), а также самими участниками соревнования в виде самоподготовки. Задачей этой подготовки являются внесение корректив и оптимизация психической готовности участников соревнования в зависимости от протекания соревнования и проявления психической готовности.

4. Психологическая подготовка после соревнования. На первый взгляд этот этап выглядит парадоксальным, так как осуществляется после соревнования. Однако этот этап реально существует. Обычно через 2–3 дня после каждой встречи проводится ее обсуждение. Вскрываются психологические причины успехов и неудач. На основе произведенных оценок, самооценок и анализа допущенных ошибок формулируются конкретные задачи общей психологической подготовки каждому участнику соревнования и коллективу в целом, которые следует осуществлять в учебно-тренировочном процессе.

Между перечисленными (четырьмя) этапами психологической подготовки существуют непрерывная связь и взаимодействие.

Средства и методы осуществления предсоревновательной психологической подготовки.

1. Использование спортивной разведки для изучения условий предстоящего соревнования, сильных и слабых сторон соперников. Очень полезными являются киносъемки и видеозаписи. Полученная информация очень ценна для проведения психологической подготовки перед соревнованием.

2. Широкое использование моделированной тренировки. Сущность моделированной тренировки состоит в следующем: данные спортивной разведки используются в тренировочной деятельности, причем их число постепенно увеличивается. Именно таким образом участники соревнований приобретают знания, умения и опыт, помогающие им успешно справиться с ожидаемыми трудностями в предстоящем соревновании.

3. Подготовка (разработка) программы для участия в предстоящем соревновании. Особенно важным является высокий уровень осмысливания программы, реальность ее применения и мобилизующее начало, в разработке которой участвуют сами спортсмены со своими коррективами и соображениями.

4. Мотивация участников соревнований. Мотив – это побуждающая причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку. Особое значение для предсоревновательной подготовки имеет степень мотивации участников соревнований. Это зависит от того, насколько успешно сочетаются общественные и личные мотивы. Убежденный студент-спортсмен проявляет повышенную активность в исполнении поставленных задач.

Для того чтобы поддерживать повышенный интерес студентов к занятиям и участию в соревнованиях, преподаватель должен постоянно расширять арсенал мотивации, деятельно продумывая детали тренировочного и соревновательного процесса:

1) постановка цели: перспективной (в олимпийском цикле, в период обучения в вузе, в году и т.д.); промежуточной (в сезоне, в конкретном соревновании); рабочей (на занятии, в упражнении, схватке, соревнованиях);

2) формирование и поддержание установки на достижение успеха: развитие здорового спортивного честолюбия; развитие максимальных установок; афиширование успехов в печати, по радио, телевидению, на стендах, в местах занятий, учебы, работы и т.д.;

3) оптимальное соотношение поощрений и наказаний: сборы, соревнования, поездки; грамоты, значки, звания; призы, спортивная форма, питание; улучшение жилищных условий; материальная помощь;

4) развитие традиций команды: совместные мероприятия вне тренировок; разучивание и исполнение песен, речитативов, ритуальных действий; принятие коллективных решений;

5) эмоциональность тренировочных занятий: спарринг-партнерство; игры; музыка; методическое разнообразие;

6) особенности личности преподавателя-тренера: оптимизм; энтузиазм (фанатизм); умение общаться в быту, в трудных условиях, во время соревнований; умение подавать положительный пример; вера в учеников; требовательно-уважительное отношение к спортсменам.

Идеомоторная тренировка представляет собой мысленную встречу с противником, мысленное проведение соревнования. Она основана на механизме закрепления условных связей в коре головного мозга при мысленном исполнении определенной спортивной деятельности. Этот вид тренировки дает возможность спортсменам лучше обдумывать свои действия и предвидеть эффективные средства для оказания противодействия противнику.

1. Метод отвлечения внимания спортсмена от соревнования. Этот метод можно использовать, когда спортсмен находится в состоянии стартовой тренировки. Отвлечение внимания в этом случае является эффективным, так как активизируется другой центр мозга, а ранее активный приобретает возможность восстановиться, растормозиться.

2. Индивидуальное и коллективное общение между тренером и участниками соревнования, между капитаном и командой, а также между самими участниками соревнования создают в предсоревновательной обстановке большие возможности для мобилизации и регулирования психики спортсмена. Особенно ценно общение между тренером и участниками соревнования.

3. В предсоревновательной обстановке все более широкое применение находит также аутогенная тренировка. С ее помощью спортсмены, находящиеся в стартовой лихорадке, в короткое время (5 мин) осуществляют определенное психическое саморегулирование. Однако для усвоения этого вида тренировки необходимо 2–3 месяца предварительной подготовки. Без хорошего первоначального знания сущности и методики аутогенной тренировки нельзя рассчитывать на какой-либо положительный результат от ее применения.

4. Используется еще ряд средств и методов: прогулки на природе, слушание музыки, чтение интересной книги, юмор, участие в веселых играх, просмотр телевизионных передач, дружеский разговор с коллективом, беседа о предстоящей встрече и др.

5. Применяются также средства и методы другого характера, имеющие психологический эффект, – это разогревание (разминка), массаж, медико-биологическое воздействие, материальное и моральное стимулирование, психотерапия и др.

Из приведенных данных видно, что каждый участник соревнования, как личность, обладает своей индивидуальностью (цели, интересы, взгляды, вкусы, интеллектуальный уровень, моральный облик, характер, темперамент, определенные способности и т.п.), которая отличает его от других – делает его неповторимым. Стало быть, при проведении психологической подготовки следует соблюдать индивидуальный подход к различным группам и участникам соревнований с учетом особенностей их личностных характеристик.

В психологической подготовке часто используют схему "пирамида успеха", которая представлена в книге В. Вудена "Пирамида успеха" (рис. 6.4). Оригинально представленная, интересная по содержанию, она являет собой большой практический материал, который могут использовать в своей работе не только психологи, тренеры, но и спортсмены. Итак, подготовка спортсмена – многогранный, разносторонний, целостный процесс. Все ее стороны тесно взаимосвязаны. Так, физическая подготовка создает предпосылки и условия для решения задач технической и тактической подготовки. В свою очередь, от технической и тактической подготовки существенно зависит и ход самого процесса, и окончательный эффект физической подготовки. На определенных этапах тренировочного процесса эти стороны подготовки совершенствуются параллельно, на других – один вид подготовки имеет приоритет над другими. Например, А. П. Чайников отмечает, что именно в сфере психологии есть огромный запас резервов для совершенствования спортивного мастерства. Именно психологическая подготовка станет ведущим звеном подготовки спортсменов, и победителем соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше других настроит свою психику к борьбе с сильными соперниками. Практика спорта знает случаи, когда в самых ответственных соревнованиях победу одерживал не фаворит, а тот, кто сумел в решающий момент проявить "бойцовский" характер, настроиться на победу. Но ведь не только в подъеме "бойцовского" духа заключается суть психологической подготовки в спорте. Тактическое совершенствование, овладение самобытной техникой, максимальное использование индивидуальных особенностей психики и развитие специальных способностей – все это практические вопросы, которые не могут быть эффективно решены без учета данных психологии спорта.

Рис. 6.4. "Пирамида успеха"