Особенности проверок цен: основания, сроки, процедура

Рассматриваемые проверки отнесены к компетенции Центрального аппарата ФНС России. Поскольку проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа, проводящего проверку цен, можно говорить об аналогии с камеральной налоговой проверкой.

Для назначения проверки цен нужны основания, которыми по Закону № 227-ФЗ являются:

— уведомления о контролируемых сделках, представляемые самостоятельно налогоплательщиками;

- извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, если выявлена контролируемая сделка, но которой налогоплательщиком не представлено уведомление;

— информация о выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществлявшего проверку.

По основаниям Закона № 227-ФЗ к контролируемым сделкам отнесены сделки между взаимозависимыми лицами, к которым приравниваются:

- сделки с использованием третьих лиц, если эти лица не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов;

- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (по перечню);

— сделки с оффшорными юрисдикциями.

По заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных 15 целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

Сведения о контролируемых сделках составляются налогоплательщиком за календарный год и направляются в налоговый орган по месту нахождения организации (мест)' жительства индивидуального предпринимателя) в срок до 20 мая следующего календарного года. Крупнейшие налогоплательщики посылают уведомление в налоговый орган но месту учета. Уведомление должно подаваться по утвержденной ФНС России форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Налогоплательщик не вправе представить уведомление в произвольной форме.

Таким образом, в отношении уведомлений о контролируемых сделках введена обязанность самостоятельного их представления налогоплательщиком не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка. То есть до 20 мая 2013 г. (до 20 ноября 2013 г. с учетом принятых изменений) налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) либо по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если это крупнейший налогоплательщик, о контролируемых сделках, совершенных в 2012 г. Кроме того, налогоплательщик может представить уточненное уведомление, если обнаружит отсутствие некоторых сведений, неточности либо ошибки в ранее поданном уведомлении о контролируемых сделках.

В случае если налогоплательщик самостоятельно не уведомил налоговый орган о контролируемых сделках, а факт их совершения был выявлен в ходе налоговых проверок, территориальный налоговый орган извещает ФНС России. О направлении извещения и соответствующих сведений налоговые органы, проводящие проверку, обязаны уведомить налогоплательщика не позднее десяти дней с даты направления извещения. Таким образом, если контролируемая сделка будет выявлена в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, то проверка такой сделки будет также считаться правомерной. Можно предположить, что именно такие "выявленные" контролируемые сделки будут основной "группой риска" для назначения проверок цеп.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ограничение количества проверок ценообразования за один календарный год. В отношении одной сделки (группы однородных сделок) налоговые органы не вправе проводить две и более проверки. В случае если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) за календарный год была осуществлена проверка и по ее результатам было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок), ФПС России не вправе проводить проверки. При этом разрешено проведение выездных и камеральных проверок в том же налоговом периоде, в котором проводилась проверка в отношении контролируемой сделки.

По процедуре оформления, назначения и реализации материалов проверка цен в целом аналогична выездной налоговой проверке.

После получения уведомления или извещения руководитель (заместитель руководителя) ФНС России выносит решение о проведении проверки цен. Срок для вынесения такого решения — не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. При этом следует учитывать переходные положения Закона № 227-ФЗ, согласно которым по контролируемым сделкам 2012 г. назначение проверки возможно до 31 декабря 2013 г., в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ в 2013 г., решение о назначении проверки может быть принято не позднее 31 декабря 2015 г. Период охвата проверкой может составлять не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении до дня составления соответствующей справки и не должен превышать шести месяцев. Только по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до 12 месяцев. Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика о проведении проверки в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Кроме того, увеличение срока проверки дополнительно на шесть месяцев возможно в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов либо проведения экспертиз и (или) перевода па русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом, если в течение этих шести месяцев ФНС России не будет получена запрашиваемая от иностранных государственных органов информация, проверка может быть продлена еще на три месяца. Таким образом, максимальный срок проведения проверки может составлять 21 месяц. В течение трех дней со дня принятия решения о продлении срока проведения проверки копия такого решения направляется налогоплательщику.

В ходе проверки цен ФПС России вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, предусмотренные ст. 93,93.1,95—97 ПК РФ, т.е. истребовать документы (документацию) у проверяемого налогоплательщика в отношении проверяемой сделки, а также информацию у участников проверяемых сделок, проводить экспертизу, привлекать необходимых специалистов, переводчиков. Очевидно, что перечень полномочий в части проведения контрольных мероприятий в ходе проверки цен значительно уже, чем при проведении налоговых проверок.

По окончании проверки цен, а именно в последний день проверки, составляется справка о проведении проверки, которая вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения. В справке фиксируется предмет и сроки проведения проверки.

В случае если налогоплательщик или его представитель уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. При этом датой ее вручения считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Следует отметить, что в рамках проверки цен налоговый орган контролирует полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

— по налогу на прибыль организаций;

- по налогу па добавленную стоимость — если одна из сторон сделки не является плательщиком данного налога или освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС;

— по налогу на доходы физических лиц, который уплачивают индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой;

— по налогу на добычу полезных ископаемых — если одна из сторон сделки признается налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое. При этом данное ископаемое должно признаваться объектом налогообложения НДПИ, а налог по нему должен рассчитываться по налоговой ставке, установленной в процентах.

Для исчисления налогов и авансовых платежей по итогам налоговых и отчетных периодов налогоплательщик вправе использовать цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в этих сделках.

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) налоговый орган использует в установленном порядке следующие методы:

— метод сопоставимых рыночных цен;

— метод цены последующей реализации;

— затратный метод;

— метод сопоставимой рентабельности;

— метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

Если для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, налогоплательщик применил методы, указанные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ, или их комбинацию, ФНС России при осуществлении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами применяет метод (комбинацию методов), примененный (примененную) налогоплательщиком.

В ходе налогового контроля в связи с совершением сделок налоговые органы не вправе применять иные методы, кроме вышеперечисленных. Однако применение иного метода (комбинации методов) возможно в том случае, если контролирующие органы докажут, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.