Особенности прогнозирования геополитических процессов в современной России

В России после уничтожения СССР произошло радикальное отречение от государственного планирования в экономике и политике. Как следствие, этот подход привел к отказу и от геополитического прогнозирования, особенно на долгосрочный и среднесрочный периоды. Прогнозирование, как известно, является основой планирования, следовательно, чем оно точнее, тем более точен план и более оптимальной является стратегия развития, разработанная на его основе.

Столь радикальный отказ от основ традиционной российской и советской геополитики преследовал узкокорыстные цели и позволил в кратчайший срок перераспределить собственность и финансовые потоки государственных и общественных предприятий в интересах отдельных частных физических и юридических лиц. Ликвидация общегосударственных институтов социально-экономического прогнозирования и планирования подстегнуло рост сепаратистских настроений сначала в СССР, а затем и в России. Псевдонаучные модели республиканского, а затем и регионального хозрасчета стимулировали создание и распространение мифов о самодостаточности тех или иных территорий. Анализ перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод, что выход из системного кризиса в России невозможен без воссоздания на новой основе общенациональных систем прогнозирования и планирования.

Отказ от общегосударственного прогнозирования тем более парадоксален, что его различные модели эффективно использовались и используются многими развитыми странами, прежде всего, во Франции и Японии, а также практически всеми крупными транснациональными корпорациями и транснациональными банками. После Второй мировой войны возникло и долгосрочное глобальное прогнозирование (до 100 лет и более), связанное с именами Дж. фон Неймана, А. Печчеи, Дж. Форрестера и ряда других ученых и исследователей. Исходя из глобальных долгосрочных сценариев развития, разрабатываются среднесрочные и краткосрочные прогнозы, при этом многие из них делаются по заказам корпораций. Экономический эффект, в случае их правильного использования, также весьма высок, и в США, например, оценивается в десятки миллиардов долларов. Бюджеты крупнейших западных центров стратегических исследований, как, например "Рэнд Корпорейшен" (США), исчисляются сотнями миллионов долларов.

Между тем необходимость создания систем прогнозирования налицо, поскольку геополитическая ситуация вокруг России, очевидно, складывается для нее не лучшим образом. Необходимость развития систем прогнозирования и планирования, по мнению многих исследователей, вызывается еще и тем обстоятельством, что проблема дефицита природных ресурсов будет нарастать. Отсутствие прогнозирования в использовании природных ресурсов, особенно невозобновляемых, порождает лавинообразное накопление и других глобальных проблем: экологических, продовольственных, демографических, социальных и т.д.

То есть необходимость создания научных систем прогнозирования и планирования исходит из того обстоятельства, что прогнозирование является необходимым элементом развития государства. Без него невозможна разработка и внедрение оптимальной стратегии развития. Системы прогнозирования не должны концентрироваться в одном центре, поскольку в этом случае возможности для воздействия со стороны властных и корпоративных структур будут максимальными, хотя с точки зрения экономии средств это было бы оптимальным решением.

Совершенно ясно, что исходя из прошлого опыта, системы прогнозирования должны иметь более гибкую и непрерывную обратную связь, т.е. своевременно реагировать на изменения окружающей среды. В экономическом плане нельзя прогнозировать ситуацию в России в отрыве от мировой экономической конъюнктуры, особенно на традиционные предметы ее экспорта.

Определенные усилия должны быть направлены на воссоздание системы технологического прогнозирования, учитывая то обстоятельство, что научно-технический прогресс является локомотивом развития экономики. В России еще сохранились научные школы и направления мирового уровня.

Вместе с тем как индивидуальные, так и коллективные экспертные методы в системах прогнозирования современной России следует применять с большой осторожностью, учитывая крайнюю поляризацию взглядов экспертов, принадлежащих к различным научным школам и направлениям. Это следствие общей поляризации общества.

Что касается их использования на общенациональном уровне, то прогнозы, как и планы, принимаются для реализации стратегии в целях обеспечения заданных темпов развития государства.

Геополитическое прогнозирование должно быть направлено на анализ ситуации в ведущих центрах мировой силы, а также в ближайшем окружении России, в странах, бывших когда-то ее союзниками. Поэтому при написании сценариев необходимо определить вероятность изменения политического курса России и тех ее противников, партнеров и союзников, которые оказывают наибольшее воздействие на политику России. Это необходимо для принятия взвешенных и своевременных решений, поскольку для России свойственна, ввиду громадности ее территории и слабости информационных потоков, типичная ошибка в государственном управлении, о которой писал Р. Л. Акофф: "многие наши решения относятся к проблемам, которые уже не существуют в гой форме, в какой они были, когда мы их решали. В итоге мы отстаем от времени все сильнее и сильнее".