Особенности приемки металлопроката но теоретической массе

Теоретической (сдаточной) массой металлопроката считается масса, исчисленная как произведение объема изделия на плотность металла, где объем определяется по геометрическим размерам с учетом допусков, предусмотренных соответствующими стандартами.

Например, для определения массы одного погонного метра грубы используется формула

(3.1)

где ; d – наружный диаметр трубы, мм; s – толщина стенки, мм; р – плотность стали[1], г/см3.

Если заменить отношение (), которое еще называют коэффициентом учета плотности стали, его численным значением, то формулу (3.1) можно переписать следующим образом:

(3.2)

Аналогичным образом можно определить вес погонного метра равнополочного уголка:

(3.3)

где А – ширина полок, мм; t – толщина полок, мм;– плотность стали, г/см3.

Приведенная методика была разработана совместно Министерством черной металлургии и Госснабом СССР в 1981 г. для труб в целях организации экономии металла в народном хозяйстве за счет его производства с размерами сечения в поле минусовых допусков. На данный момент широко применяется при поставках листового и сортового проката между производителями и дистрибьюторами, которые используют табулированные значения массы одного погонного метра (табл. 3.18).

Таблица 3.18

Теоретические веса некоторых видов проката (пример)

Параметр

Единица

измерения

Вес единицы измерения, кг

Единиц измерения в тонне

Лист горячекатаный по ГОСТ 16523-89, ГОСТ 14637-89

Толщина 1,5 мм

м2

11,78

84,89

Толщина 4,0 мм

м2

31,40

31,85

Толщина 100 мм

м2

785,00

1,27

Арматура А3 по ГОСТ 5781-82

Ø 8 мм

кг

0,395

2531,65

Ø 20 мм

кг

2,470

404,86

Швеллер горячекатаный по ГОСТ 8240-97

6,5 см[2]

кг

5,90

169,49

24 см

кг

24,00

41,67

Очевидный недостаток методики – необходимость сохранять порядок отпуска и приемки проката по теоретической массе па всех участках логистической сети, что не всегда возможно по причине специфических особенностей продаж для различных категорий потребителей (дистрибьюторов, оптовиков, розничных торговцев). Иными словами, металл, отпущенный "по теории" производителем, должен быть принят по той же массе в конечной точке потребления. Однако не всегда количество продукции измеряется в метрах (м2), зачастую потребность может быть выражена и в тоннах (кг).

Особую трудность представляет собой приемка по теоретической массе мелкосортового проката, связанная с необходимостью обмерять и пересчитывать сотни, а то и тысячи единиц продукции, поступающей в заводских упаковках (пачках, увязках). Очевидно, что упростить процесс можно с помощью применения крановых весов (динамометров), сверяя фактическую массу пачки с указанной на заводской бирке. Однако теоретическая и фактическая массы редко совпадают, и не всегда это отличие будет в пользу покупателя. В этом случае можно применять косвенный способ, который предусматривает взвешивание одного (контрольного) пакета из прибывшей партии с последующим определением средней фактической массы 1 погонного метра металлопроката (тф):

(3.4)

где Мф – фактическая масса пакета, кг; L – общая длина металлопроката в пакете, м.

После этого определяют коэффициент пересчета (К), который используют для определения теоретической массы аналогичных пакетов, прокатанных в одинаковых условиях:

(3.5)

где тТ – теоретическая масса 1 погонного метра металлопроката, кг.

При сплошном перевешивании металлопроката, отпущенного по теоретической массе, разницу при приемке можно отнести на погрешность измерения массы крановыми весами, которая для механических весов составляет 1–2% массы взвешиваемого груза, а для электронных 0,05–0,1%. Если же разница превышает максимально допустимые значения, нужно провести обмер поступившей продукции, вычислить ее теоретическую массу и действовать в соответствии с порядком приемки, определенным между поставщиком и покупателем в договоре.

В коммерческих взаиморасчетах плотность стали, как правило, завышается на некоторую общепринятую величину, учитывающую разную толщину прокатки, отклонения по химическому составу, характерные для отечественных предприятий недовесы, недовложения и недогрузы, погрешности весов и другие субъективные и объективные факторы.

Пример

На склад предприятия-потребителя поступил вагон с балкой двутавровой № 18 массой 65 т (в соответствии с товаросопроводительными документами), исчисленной теоретически, в количестве 9 пачек. В процессе взвешивания продукции с помощью электронных крановых весов (с относительной погрешностью измерения 0,1%) и последующим суммирования весов пачек была получена фактическая масса 64 т 970 кг.

Поскольку максимальная погрешность измерения составляет 65 кг (0,1% от 65 т), разница между теоретической и фактической массой в 30 кг не может считаться недостачей и являться поводом для предъявления претензии поставщику. В этом случае материально ответственное лицо может принять груз по весу, указанному в товаросопроводительных документах.