Особенности правового регулирования инвестиций

Акт инвестирования связан с обособлением имущества, составляющего инвестицию, определением его размера (объема инвестирования) и, главное, с отчуждением данного имущества для целей инвестирования. Совершая акт отчуждения, инвестор использует различные правовые формы, определенные законодательством, избирая ту форму, которая для него является оптимальной в данной экономической ситуации.

Обращение к той или иной правовой форме позволяет сохранить определенную правовую связь между инвестором и инвестированным имуществом. Эта правовая связь может быть явной, обеспечивающей инвестору практически полный контроль за инвестированным имуществом и непосредственное участие в управлении инвестированным имуществом. Это, например, происходит в случае, если в результате инвестирования имущества создается новое юридическое лицо, в котором инвестору принадлежит доля имущества, обеспечивающая контроль за учрежденным предприятием.

В другом случае связь может быть незначительной и ограничиваться только возможностью получения информации о состоянии инвестированного имущества, например в случае приобретения облигаций, или незначительного количества акций, или паев инвестиционного фонда. В зависимости от характера правовой связи, сохраняющейся между инвестором и инвестированным имуществом, сложилось деление на прямые и портфельные инвестиции.

Деление инвестиций на прямые и портфельные характерно для экономической литературы. Однако данное деление имеет значение и для правового регулирования, поскольку принципы регулирования прямых и портфельных инвестиций существенным образом различаются. В законодательстве эти особенности отражены в недавно принятых нормативных актах. Так, в Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" было внесено изменение, в соответствии с которым созданные на территории России организации, находящиеся под контролем иностранного лица, были переведены под режим деятельности иностранного инвестора. При этом подчеркивалось, что само понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее в этой главе – Закон об иностранных инвестициях). Для определения факта наличия контроля используются следующие критерии. Если контролирующее лицо обладает правом определять решения, принимаемые контролируемым лицом, осуществляет полномочия управляющей компании по отношению к контролируемому лицу или распоряжается более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставной капитал контролируемого лица, эти обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков контроля. Последний из перечисленных признаков имеет ту особенность, что даже если контролирующее лицо будет распоряжаться менее чем 50% общего количества голосов, но при этом иметь возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом, то и в этом случае законом признается присутствие признака контроля над хозяйственным обществом. Критерий контроля, введенный для хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, расширил сферу применения закона об иностранных инвестициях. Для указанных в нем хозяйственных обществ применяется уведомительный порядок совершения сделок, даже если эти общества имеют российское происхождение. В особом порядке определен режим деятельности для хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых.

При осуществлении прямого инвестирования инвестор полностью контролирует состояние капиталовложения и управляет вложенным имуществом. Таким образом, инвестор несет обычные предпринимательские риски, и инвестиции для него являются продолжением его предпринимательской деятельности до тех пор, пока он находится на территории своего государства. Оказавшись на территории другого государства, инвестор может подвергаться не обычным (предпринимательским), а политическим рискам, связанным с тем, что государство может принимать меры регулирования, направленные против инвестора как иностранного лица (например, примет решение о национализации иностранной собственности на своей территории, ограничит вывоз прибыли иностранными лицами и т.п.). Учитывая это, государства, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, принимают специальные законы, в рамках которых подтверждают свою готовность отказаться от применения репрессивных мер в отношении иностранных инвесторов.

Портфельные инвестиции, хотя и могут быть значительными с точки зрения объема инвестируемых средств, оказываются как бы распыленными среди множества инструментов, обращающихся на финансовом рынке. Таким образом, регулирование портфельных инвестиций, в том числе осуществляемых иностранными лицами, осуществляется в рамках общего регулирования операций, совершаемых на финансовом рынке. Следовательно, присутствие портфельных иностранных инвесторов не требует специального регулирования и осуществляется в том же порядке, что и защита прав национальных инвесторов.

Описанные выше подходы к регулированию инвестиций находят отражение в построении системы источников регулирования соответствующих видов инвестирования – прямого и портфельного.

Как отмечалось выше, осуществление регулирования прямых капиталовложений осуществляется, как правило, в отношении иностранных прямых инвестиций и посредством принятия специального закона. В рамках данного закона государство определяет, во-первых, какие юридические действия будут рассматриваться данным государством в качестве прямых капиталовложений. Во-вторых, государство может определить, в каких областях национальной экономики прямые иностранные инвестиции будут поощряться, а какие будут закрыты для иностранных инвесторов или в каких областях иностранные инвестиции будут ограничиваться (при этом указываются способы или меры, посредством которых будет осуществляться ограничение или запрет капиталовложений). В-третьих, государство вправе оговорить в рамках соответствующего специального закона также гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам.

Следует отметить, что для регулирования прямых иностранных капиталовложений большое значение в качестве источника регулирования имеют международные договоры и соглашения. Дело в том, что государство, лицами которого являются иностранные инвесторы, заинтересовано в защите "своих" граждан и юридических лиц от действий государства, на территории которого осуществляются капиталовложения. Таким образом, сложилась практика целой системы двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Помимо развития системы двусторонних договоров в международном праве сложилась система многосторонних договоров (конвенций), обеспечивающая механизмы защиты иностранных частных капиталовложений. Сформировавшаяся система многосторонних договоров функционирует во взаимодействии как с системой двусторонних договоров, так и с национальным законодательством, регулирующим прямые иностранные капиталовложения. Таким образом, отличительной чертой регулирования прямых иностранных капиталовложений является то, что данное регулирование обеспечивается взаимодействием национального законодательства с многоуровневой системой международно-договорного регулирования.

В отличие от регулирования прямых капиталовложений государство, как правило, не устанавливает специального регулирования в отношении иностранных портфельных инвестиций. Регулирование портфельных инвестиций обеспечивается принятием специального законодательства, регламентирующего совершение операций на финансовом рынке. Указанное специальное законодательство, как правило, распространяется в равной степени на национальные и иностранные инвестиции.

Осуществление портфельного инвестирования, т.е. размещение средств способом, не позволяющим инвестору активно управлять инвестированными средствами, преследует прежде всего цель получения максимально высокого дохода при минимальных рисках. Такое инвестирование обычно предполагает наличие специальных знаний и определенного опыта. Деятельность, направленную на оказание содействия осуществлению инвестирования, можно именовать инвестиционной деятельностью.

Представляется возможным выделить следующие виды инвестиционной деятельности при осуществлении портфельных инвестиций:

– деятельность, предполагающая непосредственное инвестирование (т.е. размещение средств инвестором от собственного имени и за свой счет);

– деятельность, связанная с оказанием содействия инвестированию (к такого рода деятельности следует отнести, например, деятельность кредитных организаций, связанную с привлечением средств в депозиты, брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность компаний, управляющих паевыми инвестиционными фондами и др.);

– деятельность, направленная на формирование условий для осуществления портфельного инвестирования (в частности, деятельность реестродержателей и депозитариев, деятельность, связанная с организацией торговли на рынке ценных бумаг, клирингововая деятельность).

На начальном этапе регулирование портфельных инвестиций осуществлялось в рамках законодательства о рынке ценных бумаг. По мере развития рынка осуществление портфельного инвестирования вышло за рамки инвестирования в эмиссионные ценные бумаги. Использование новых информационных технологий существенным образом интенсифицировало и диверсифицировало операции (сделки), обеспечивающие проведение портфельного инвестирования. Осуществление портфельных инвестиций в настоящее время не ограничивается приобретением ценных бумаг. Портфельные инвестиции можно осуществить, совершая все новые и новые виды сделок, выходящих за рамки приобретения ценных бумаг. К услугам портфельного инвестора рынок формирует все новые и новые виды финансовых инструментов, способных приносить доход. Проведение таких операций требует обеспечения соответствующего правового регулирования. Таким образом, складывается целый комплекс правовых норм, обеспечивающих возможность размещения ресурсов с целью получения доходов. Указанные правовые нормы могут быть сформулированы в рамках одного закона, а могут быть рассредоточены в комплексе законодательных актов.

Избрание того или иного подхода к регулированию инвестиционной деятельности обеспечивается историческим опытом данного государства и национальными правовыми традициями. Однако правовые нормы, касающиеся регулирования в рассматриваемой области, могут быть подразделены на следующие группы в зависимости от предмета и целей регулирования. Так, законодатель устанавливает специальные требования, касающиеся, в частности:

– лиц, оказывающих услуги на финансовых рынках в качестве профессионального вида деятельности;

– объектов, допускаемых к обращению на финансовых рынках (эмиссионные и иные виды ценных бумаг, финансовые инструменты и др.);

– требований в отношении условий проводимых операций.