Особенности педагогической коммуникации

Такого рода коммуникация отличается от описанных выше тем, что как минимум один из субъектов коммуникационного процесса – педагог (или человек, целенаправленно влияющий на формирование и развитие определенных качеств у своих сослуживцев или подопечных). В литературе выделены следующие стили педагогического общения, в частности применительно к студентам (В. А. Кан-Калик):

1) общение на основе высоких профессиональных установок или, говоря иначе, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2) общение на основе взаимопонимания и дружеского расположения, где педагог выполняет роль наставника, старшего товарища;

3) дистанционное общение, в котором во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах. Если в обучении преподаватель еще каким-то образом способен общаться, доносить информацию со ссылкой на авторитет и профессионализм, то за пределами учебной аудитории подобный стиль нс способствует установлению взаимопонимания между обучающимися и преподавателем;

4) инструментальное общение, где преподаватель выступает лишь как инструмент передачи информации, которой он якобы монопольно располагает. В целом это негативная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность преподавателя;

5) общение-заигрывание, характерное для начинающих преподавателей, стремящихся к популярности.

В педагогической практике в чистом виде эти стили не встречаются, чаще наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции при доминировании одного из них.

Для успешного взаимодействия педагога с обучаемыми ему необходимо наличие и развитие в процессе деятельности многих психологических качеств и способностей.

Во-первых, необходимо культивировать в себе искренний, естественный интерес к людям, общительность, развитость коммуникативных качеств, в частности умения слушать и слышать.

Во-вторых, педагогу необходимо умение поддерживать обратную связь в общении, для чего нужна развитая эмпатия, проявляющаяся во вчувствовании в другого человека, сопереживании, умении мысленно поставить себя на место партнера по общению. Поддержание обратной связи является важнейшим условием взаимодействия в отличие от воздействия, которое однонаправлено и обратной связи не предполагает. Надо думать, что человек, увлеченный самим собой, не чувствует собеседника и едва ли способен взаимодействовать с ним, а стало быть, полноценно общаться не может.

В-третьих, педагогу нужны хорошие вербальные способности: развитость речи, богатый словарный запас, правильный отбор языковых средств. Если педагог пренебрегает выразительностью речи, он много теряет в глазах обучающихся, особенно при первом впечатлении от своего облика. Материалом для первого впечатления могут служить различные ассоциации, сравнения с другими людьми, в том числе и в вербальных проявлениях. И если речь неряшлива, не точна, изобилует неправильными ударениями, эти обстоятельства мало способствуют продуктивному взаимодействию. В дальнейшем взаимодействии впечатление может измениться, но все равно первое впечатление так или иначе будет непроизвольно возникать в сознании при взаимодействии обучающихся с педагогом. И правильно поступает тот, кто не ленится систематически обращаться к толковым и орфографическим словарям, чтобы убедиться в точности словоупотребления и верности ударения.

В-четвертых, нужна способность к педагогической импровизации, спонтанности (неподготовленной импровизации). Педагогическая импровизация представляет собой творчество педагога на глазах зрителей, т.е. создание нового на глазах обучающихся. Это творчество рождается без предварительной подготовки, как бы вдруг, однако происходит оно совсем "не вдруг". Опытные профессионалы имеют множество "заготовок", чтобы при удобном случае использовать их, когда будет подходящее время и место. Умение найти свежее и неожиданное в заученном, объединить явления, в которых на первый взгляд не может быть ничего общего, способность парадоксально мыслить – все эти умения тренируемы, и в большей или меньшей степени ими может овладеть каждый профессионал.

В-пятых, педагог должен обладать умением "властвовать собой", своим психическим состоянием, своим телом, голосом, интонацией, мимикой, уметь сдерживать эмоции.

В-шестых, ему необходимо владение искусством переживаний, использование аффектов, способных повлиять на воспитанников в необходимом для педагога направлении. Конечно, аффект как бурная кратковременная эмоция, например гнева, происходит нс запланировано. Это естественная реакция па вызывающее поведение, при которой педагог может до конца не понимать, что же с ним происходит, так как возможности понимания при аффекте снижаются. Но использовать аффект после того, как он произошел, в целях влияния на воспитанников можно, а опытные педагогики это умело делают, вызывая чувство стыда и раскаяния у своих питомцев.

Причины, препятствующие педагогическому общению

Можно назвать несколько причин, препятствующих установлению нормального педагогического общения между преподавателями и обучаемыми. Эти причины не способствуют реализации воспитательного потенциала процесса обучения.

1. Педагог не считается с индивидуальными особенностями учащегося, с его темпом умственной деятельности, особенностями речи, стеснительностью, скоростью конспектирования и т.п. и не стремится их понять.

2. Студента, учащегося раздражают манеры преподавателя (выпячивание своих заслуг, действительных и мнимых; обращение к обучающимся как к несмышленышам, подчеркивание своего значения в их обучении и т.д.).

3. Преподаватель высокомерен, задевает самолюбие учащихся, унижает их человеческое достоинство, бестактен. В общении с молодежью педагогический такт (или точнее вообще человеческий такт) выступает на первое место. Тактичный педагог видит в воспитаннике не объект запланированного воздействия, а живую душу, общение с которой ему важно так же, как и ей. Профессионалов отличают такие качества, как умение промолчать и не лезть в душу без приглашения, не злоупотреблять советами, все замечать, но уметь "не заметить" какие-то вещи. Бестактность же педагога способна возвести стену отчуждения между ним и его воспитанниками.

4. Действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения обучающегося или сложившейся ситуации.

5. Студент сознательно не хочет принимать требования преподавателя, принятые всем коллективом. Непонимание с обеих сторон возникает, когда преподаватель, например, не захотел или не сумел объяснить своим слушателям, где и когда им могут пригодиться те сведения, которые он здесь и сейчас им дает.

6. Обучающийся нс доверяет преподавателю, нс верит в его искренность, и потому стремится сохранять значительную дистанцию в общении, не старается понять и тем более принять точку зрения преподавания. Таким образом, не происходит интериоризации (присвоения) диалога, потому что и диалога в сущности не получается, во всяком случае такого, в котором воспроизводились бы иные, разные способы понимания того, что обсуждается.

7. Обучающийся не воспринимает информацию на занятии, потому что она представляется ему знакомой по лекциям других преподавателей. Причина этого лежит в многочисленных повторах материала в государственных стандартах обучения по той или иной специальности. Например, по специальности "Социальная работа" тема, связанная с семьей, изучается в курсах философии, социологии, педагогики, социальной педагогики, теории и технологии социальной работы, социальной политики, семье- ведения и др.