Особенности общения "по вертикали"

Отношения в коллективе "по вертикали" - это отношения управления и подчинения. Каждый управляющий и менеджер оказывается вовлеченным в оба типа отношений - и "по горизонтали", и "по вертикали".

Безусловно, не каждый человек может быть достойным руководить и организовать работу других людей или одного человека. Какие же качества необходимы для этого? Исследовав этот вопрос и опросив более 700 руководителей различных компаний, специалисты в области менеджмента из Великобритании пришли к выводу, что продвижению на высший уровень управления способствуют прежде всего три главных фактора:

- личное желание занять высокий пост, продвинуться по служебной лестнице, "сделать карьеру" в хорошем смысле этого слова;

- умение работать с людьми;

- готовность рисковать, взяв на себя ответственность. Как видим, все это факторы морально-психологического порядка: одни из них формируются, другие человеку присущи изначально.

Личность как субъект управления. Лидер и руководитель

Чаще всего субъектом управления является руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится рядовой член коллектива - его неформальный лидер. В последнее время все чаще принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т.е. такого управления делами организации (фирмы), когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все ее члены.

В психологии управления различают понятия "руководство" и "лидерство". Руководство - это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, лидерство - процесс ее внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления.

Таким образом, руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Лидер - самый авторитетный член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Лидер и руководитель не обязательно воплощены в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

Руководство всегда связано с властью, это феномен, производный от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими организациями, получает от них властные полномочия, в том числе право применения позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно (это процесс психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга). Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако эти санкции носят неформальный характер. Лидерство по своей сути - психологический феномен.

Вместе с тем, несмотря на явные различия, руководитель и лидер имеют немало общего. По мнению Р. Л. Кричевского, их общими чертами являются:

1) выполнение роли координаторов и организаторов деятельности членов социальной группы;

2) осуществление социального влияния в коллективе, только разными средствами;

3) использование субординационных отношений, хотя в первом случае они четко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.

Существует ряд концепций лидерства:

- сторонники теории черт считают предпосылкой признания человека лидером обладание особыми чертами и способностями. Определив их, можно научиться вырабатывать качества лидера;

- согласно харизматической теории лидерства (от греч. charisma - дар, благодать), человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми;

- представители интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий;

- ситуационная теория утверждает, что лидерство является прежде всего продуктом сложившейся в группе ситуации. В крайних ситуациях, очень благоприятных или очень неблагоприятных, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешен последний;

- согласно разработанной в последние годы синтетической теории, эффективность руководства определяется не столько личными качествами лидера, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным. Оптимальный стиль лидерства - тот, который меняется в зависимости от ситуации и вида деятельности.

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя - признания достоинств, преимуществ, способностей личности. Можно сказать, что авторитет - это влиятельность индивида, основанная на занимаемом им положении, должности, статусе, а также признание окружающими за индивидом права на принятие решений в условиях совместной деятельности. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный соответствующими полномочиями, но служащий своего рода нравственным эталоном и потому обладающий высокой степенью приемлемости для окружающих. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, руководитель должен объединить в себе лидерские и руководящие качества.