Особенности новой и традиционной образовательных парадигм

Сравнение некоторых особенностей классической (традиционной) и системно-деятельностной парадигм представлено в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сравнение особенностей классической и системно- деятельностной парадигм

Классическая (информационная) парадигма

Системно-деятельностный (рефлексно-креативный) подход

1. Сущность и основная миссия образования

Образование как подготовка подрастающего поколения к жизни и труду

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

2. Знание

Рассматривается как опыт предыдущих поколений – "школа памяти". Знание – результат процесса познания действительности, адекватное се отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий

Знание есть продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Индивидуальные знания – персональные, личные знания, формируемые в процессе воспитания, образования, обучения и социального взаимодействия людей в обществе

3. Квалификация

Квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы

Квалификация – уровень, знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

4. Обучение

Обучение – передача обучаемому готовых образцов знаний, умений, навыков

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

5. Обучающиеся

Рассматриваются как объект педагогического воздействия, обучаемые

Рассматриваются как субъекты познавательной деятельности, обучающиеся

6. Воспитание

Воспитание – процесс формирования активной жизненной позиции у обучаемого с целью подготовки его к выполнению социальных функций и ролей

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

7. Образовательная деятельность

Репродуктивная ("ответная") деятельность обучаемого

Деятельность по реализации образовательных программ

8. Качество образования

Качество образования – соответствие знаний обучаемого требованиям учебного плана (по итогам экзаменационных оценок)

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

В новой парадигме меняется также позиция преподавателя в учебном процессе (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Сравнительная характеристика некоторых педагогических приемов и методов в классической и новой парадигмах

п/п

Классическая парадигма

п/п

Новая парадигма

1

Изложение преподавателем готовых истин

1

Готовность преподавателя изменить свою позицию

2

Работа без обратной связи ("игра в одни ворота")

2

Стимулирование обратной связи с обучающимися, чтение проблемных лекций

3

Ориентация преподавателя на передаваемую информацию

3

Ориентация преподавателя на восприятие и понимание излагаемого материала

4

Ориентация на среднего студента

4

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

5

Оценочные действия усвоения материала обучающимися остаются за преподавателем

5

Преобладание самооценки и оценки со стороны группы

С целью формирования критического мышления у студентов, широкого использования креативных идей и инновационных решений в европейских вузах начинают читать новые курсы – "Основы креативной деятельности", "Критическое мышление", "Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности" и др.

Экспертами Международного аналитического бюро составлен сводный психологический портрет менеджера будущего: хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам и не резкий в своих суждениях человек.

Отметим некоторые особенности российской и европейской систем образования.

Так, в российской системе высшего профессионального образования сложилась лекционно-семинарская система организации учебного процесса. Центром этой системы является лекция профессора, которую он читает, а студент записывает. Потом они встречаются, и студент расскажет профессору кусок его лекции (примерно 10–15%).

В европейских вузах исчезает понятие предмета, но возникает образовательная программа. Эту образовательную программу должен сконструировать профессор. Студент выбирает из нескольких образовательных программ одну. Профессор встречается со студентами на проблемных лекциях, пытаясь активизировать деятельность студентов в ключевых компетенциях, которые формируются программой.

Недостатком такого подхода является слишком узкая специализация в образовании. В результате такой специалист, говоря словами классика, "похож на флюс – полнота его односторонняя".

Вместе с тем в настоящее время в России, как и в европейских вузах, оценка знаний студента производится на основе зачетных единиц (балльно-рейтинговой системы).

Основными целями балльно-рейтинговой системы являются:

• стимулирование повседневной систематической работы студентов;

• снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и (или) зачетов;

• повышение состязательности студентов в учебе;

• оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

• создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.);

• повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

• повышение академической мобильности студентов и их конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг.

Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие рубежного (экзамен, зачет) и текущего (участие в семинарах, выполнение домашних заданий, сдача контрольных нормативов, компьютерное тестирование и т.п.) контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.

Текущий контроль – это постоянно осуществляемое наблюдение за уровнем усвоения знаний и формированием умений и навыков в течение семестра и учебного года. Он осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть опросы или небольшие (например, до 15 мин) задания, выполняемые студентами на семинарских, практических и лабораторных занятиях.

Рубежный контроль осуществляется по самостоятельным разделам – учебным модулям курса и проводится по окончании изучения учебного материла модуля.

Рубежный контроль проводится с целью определения качества усвоения учебного материала. В течение семестра должно быть проведено как минимум два рубежных контроля по графику (через каждые треть семестра). Рубежный контроль может проводиться в устной (в том числе по билетам) или письменной форме, а также в виде тестового контроля.

В качестве форм рубежного контроля допускается использовать коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий с отчетом (защитой) в установленный срок, а также тестирование.

Промежуточный контроль – это вид проверки знаний, предусмотренный рабочим учебным планом, который проводится в форме экзамена или зачета по учебной дисциплине.

Общая оценка знаний студента но учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Как видим, намечается явное сближение систем российского и европейского образования.

В главном – единство, во второстепенном – свобода.