Особенности нагрузки в тренировочном процессе при совершенствовании выносливости

Одним из наиболее важных моментов в тренировке выносливости является планомерное совершенствование физиологических процессов в неразрывной связи с технической подготовкой и работой других двигательных качеств (особенно силы и быстроты). Именно на этой основе решается и проблема последовательного развития трех компонентов выносливости. Известно, что каждый спортсмен может освоить значительный объем упражнений для развития его анаэробных возможностей, но при условии, что имеется солидная общая выносливость, в основе которой лежат дыхательные (аэробные) процессы. Если они развиты недостаточно, то при напряженной мышечной деятельности организма необходимо будет продолжительное время для удаления продуктов анаэробного распада. В противном случае повторные нагрузки будут доведены до быстрого утомления и быстрого спада работоспособности.

Следовательно, прежде чем начать работу для развития анаэробных возможностей спортсмена, необходимо поднять на высокий уровень его общую выносливость.

Такая же картина наблюдается и при совершенствовании двух компонентов анаэробной производительности. Здесь обязательно соблюдение следующих условий: прежде всего, необходимо делать нагрузку с использованием энергии, поступающей от гликолитических процессов, затем развивать "алактатную" выносливость. Это является обязательным, так как повышенная интенсивность креатинфосфатной реакции всегда сопровождается усиленным распадом углеводов, и освобождающаяся энергия гликолиза используется в первой фазе ресинтеза КрФ в мышцах. Следовательно, при низких гликолитических возможностях будет замедляться ресинтез КрФ, что приведет к резкому снижению работоспособности. Вот почему применение тренировочных средств и методов должно иметь следующую последовательность: вначале проводится работа для развития аэробных (дыхательных) возможностей (т.е. общей выносливости), затем – для развития гликолитических (лактатных) возможностей и наконец – для эффективного использования энергии, получаемой от креатинфосфатных реакций (т.е. так называемой алактатной выносливости).

Со спортивно-педагогической точки зрения значительный интерес представляют распределение тренировочных занятий по развитию выносливости в годичном и недельном циклах, ход выполнения упражнений в отдельной тренировке.

На первом этапе подготовительного периода главное внимание должно быть направлено на развитие дыхательных возможностей спортсмена. В зависимости от специфики вида спорта могут использоваться различные средства (кроссовый бег, ходьба на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде и др.). Основным методом на этом этапе подготовки является равномерная и переменная работа в сравнительно спокойном темпе.

На втором этапе подготовительного периода постепенно начинает доминировать смешанная аэробно-анаэробная работа. Для этой цели используются различные тренировочные средства в рамках интервально-повторной тренировки. Регулирование нагрузки осуществляется за счет серийных повторений с сокращением интервалов отдыха.

В конце подготовительного периода главное внимание направлено на совершенствование алактатных возможностей. Характер методов в данном случае будет зависеть, прежде всего, от особенностей соответствующей двигательной деятельности. Так, например, для спринтеров основным будет повторный метод (серия коротких отрезков с высокой интенсивностью и более продолжительным интервалом отдыха и т.д.). Для баскетболистов, боксеров, хоккеистов и других основным будет интервально-переменный метод (чередование высокоинтенсивной работы в течение различных интервалов времени).

В течение периода соревнований характер тренировок на выносливость определяется исключительно видом спорта. Например, у спринтеров (легкая атлетика, плавание, езда на велосипеде и др.) целью будет поддержание и дальнейшее совершенствование "алактатной" выносливости. Для бега на средние дистанции, бокса, борьбы, некоторых спортивных игр и других видов спорта доминирующей будет работа но совершенствованию гликолитического механизма. Для типично аэробно-вегетативных видов спорта основное внимание будет направлено на поддержание более высокой интенсивности в течение продолжительного времени и т.д.

В зависимости от специфики каждого вида спорта и этапа подготовки будет определяться и характер тренировочных микроциклов (чаще всего – недельных). В такой ситуации можно рекомендовать следующую (наиболее общую) схему, которая особенно часто встречается во второй половине подготовительного периода:

первый день – развитие скоростно-силовых качеств;

второй день – развитие одного из главных компонентов выносливости;

третий день – продолжительная работа (бег, плавание и др.);

четвертый день – активный отдых;

пятый день – развитие специальной выносливости или скоростно-силовая работа;

шестой день – упражнения по ОФП, которые хорошо воспринимаются организмом на фоне усталости;

седьмой день – отдых.

Конечно, эту общую программу следует наполнить и другой тренировочной работой технико-тактического характера, а также множеством специальных упражнений для внесения разнообразия в тренировочный процесс. Если говорить о содержании отдельной тренировки, здесь работа на выносливость также может варьировать в соответствии с квалификацией спортсмена, этапом подготовки, целью и задачами тренировки и т.д. Независимо от этого рекомендуется Вперед последовательность нагрузки по развитию суммы: алактатных и гликолитических механизмов; алактатных и аэробных; гликолитических и аэробных. Целесообразно эту деятельность тесно связывать со специфической технической подготовкой с учетом более эффективного использования энергии из соответствующих источников.

При построении тренировочного процесса необходимо иметь в виду наличие многочисленных изменяющихся факторов, которые оказывают влияние на организм спортсмена и тем самым изменяют тренировочный эффект применяемых упражнений. Следовательно, высокая эффективность тренировок на выносливость в большой степени будет определяться качеством информации о текущем состоянии спортсмена. Для этой цели наиболее целесообразно обобщать результаты биохимического, физиологического и спортивно-педагогического контроля для рационального планирования тренировочного процесса и управления им.