Особенности международно-правового регулирования мирного использования ядерной энергии

В настоящее время ядерная энергия используется широко в мирных целях: в судоходстве (атомные ледоколы), в энергетике (атомные электростанции – АЭС), в медицине, в сельском хозяйстве, в космосе и т.д. Наибольшая опасность для человека и окружающей среде от использования ядерной энергии происходит от производства электроэнергии в ядерном топливном цикле (ЯТЦ). ЯТЦ состоит из следующих основных компонентов: добыча урановой руды; переработка руды; изготовление топлива в виде тепловыделяющих элементов (твэлов); производство энергии на АЭС; переработка отработавшего топлива (в результате которой производится новое топливо для АЭС, однако это звено может отсутствовать в некоторых ЯТЦ вследствие обращения с отработавшим топливом как с радиоактивными отходами с последующим их захоронением); обработка и захоронение радиоактивных отходов; перевозка радиоактивных грузов (урановой руды, ядерного топлива, отработавшего топлива, радиоактивных отходов). Среди всех звеньев ЯТЦ АЭС и заводы по переработке отработавшего топлива представляют собой главную опасность для человека и окружающей среды. Другим звеном, представляющим опасность, является перевозка радиоактивных грузов.

На снижение этой опасности и нацелены международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере мирного использования ядерной энергии.

Так, в Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. зафиксированы следующие цели:

– создавать и поддерживать на ядерных установках эффективные средства защиты от потенциальной радиационной опасности с тем, чтобы защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок;

– предотвращать аварии с радиологическими последствиями и смягчать последствия в том случае, если они произойдут.

Ядерные установки, согласно Конвенции, – это "любые гражданские наземные атомные станции, включая хранилища и установки для обработки и переработки радиоактивных материалов, которые находятся на этой же площадке и непосредственно связаны с эксплуатацией данной атомной станции".

Конвенция охватывает такие вопросы, как размещение (выбор площадки), устройство и сооружение (проект и сооружение) ядерной установки (т.е. вопросы технологической безопасности), а также безопасное управление ядерной установкой (т.е. эксплуатационная безопасность). Значение Конвенции заключается также в том, что она сделала процесс регулирования государствами безопасного использования ядерной энергии прозрачным, установив обязанность государств представлять МАГАТЭ национальные доклады о мерах по осуществлению положений Конвенции. Такие доклады регулярно представляются. На их основе составляются суммарные доклады, которые доступны общественности.

Поскольку деятельность по обращению с отходами и отработавшим ядерным топливом вызывает беспокойство, заключена Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г. В ней учтены, в частности, положения, содержащиеся в документе МАГАТЭ "Принципы обращения с радиоактивными отходами". На Конференции по принятию этой Конвенции вопрос о том, что трактовать как отходы и отработавшее топливо, стал по существу центральным. В регулировании безопасного обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами много общего, основное различие заключается в следующем: установки для обращения с отработавшим топливом могут быть сняты с эксплуатации (п. vii ст. 9); установки для захоронения после закрытия остаются под контролем (СТ. 17).

После чернобыльской аварии были заключены две конвенции: Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (обе – в 1986 г.). Согласно Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии в случае аварии на ядерной установке, и если может произойти выброс радиоактивных материалов, имеющий трансграничные последствия, государство обязано оповестить государства, которые могут быть затронуты такими последствиями. В соответствии с Конвенцией об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации государство, в котором произошла авария, может обратиться к другим государствам, а также к МАГАТЭ за помощью с тем, чтобы смягчить последствия аварии. Другие государства должны незамедлительно решить, могут ли они оказать помощь. МАГАТЭ, кроме того, выполняет роль координатора в обмене информацией и предоставлении помощи. Агентство создало круглосуточную систему реагирования на аварийные ситуации, которая введена в действие 18 января 1989 г.

Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. призвана способствовать безопасному перемещению ядерного материала, физической защите ядерного материала при его использовании, хранении и перевозке внутри страны. "Международная перевозка ядерного материала" означает перевозку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда происходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и кончая прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения. Конвенция применяется к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки, а также к ядерному материалу, используемому в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства. Государство-участник не разрешает транзитный провоз по своей территории ядерного материала по суше или по внутренним водным путям или через свои аэропорты или морские порты между государствами, не являющимися участниками настоящей Конвенции, если это государство-участник не получило гарантии, что такой материал будет защищен во время международной перевозки. В случае кражи, захвата путем грабежа или какого-либо другого незаконного захвата ядерного материала или реальной угрозы таких действий государства-участники в соответствии со своим национальным законодательством обеспечивают максимальное сотрудничество и оказывают помощь в возвращении и защите такого материала любому государству, которое обращается с подобной просьбой. В Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. определены деяния, которые можно квалифицировать как акты ядерного терроризма.

Еще в 1943–1944 гг. американским ученым-физиком Нильсом Бором была выдвинута идея международного контроля в области мирного использования ядерной энергии, однако эта идея политиками США не была воспринята. Реальные шаги по созданию международно-правового контроля за использованием ядерной энергии в мирных целях были предприняты по инициативе СССР в рамках ООН в 1946 г. С 1953 г. началась работа над проектом устава будущей организации международного сотрудничества в ядерной сфере, и в 1957 г. было положено начало существованию МАГАТЭ. Оно сотрудничает с МОТ, ВОЗ, ФАО, а также Евратомом. Ключевые задачи Агентства – предотвратить распространение ядерного оружия (этой цели служит система гарантий МАГАТЭ) и способствовать мирному использованию ядерной энергии. Деятельность Агентства направлена на обеспечение ядерной безопасности (т.е. безопасности АЭС и других ядерных установок ядерного топливного цикла) и радиационной защиты (персонала и населения). МАГАТЭ не является специализированным учреждением ООН.

Ядерной энергетике отводится существенная роль в энергетической политике ЕС. Конкретные программы развития находятся на усмотрении каждого государства, однако она не может рассматриваться вне общей энергетической политики ЕС. На начальном этапе европейской интеграционных процессов первым договорным актом были, наряду с Римским договором, и Договор о Евратоме. И Римский договор, и Договор о Евратоме были подписаны в марте 1957 г. и вступили в силу 1 января 1958 г. Основная цель договора – содействовать формированию и развитию европейской ядерной энергетики таким образом, чтобы все государства могли бы пользоваться ее преимуществами и обеспечить надежное снабжение сырьем. Одновременно договор гарантирует высокие стандарты безопасности для населения и использование ядерных материалов, предназначенных для мирного использования, в военных целях. Компетенция Евратома очерчена только мирным использованием ядерной энергии.

В настоящее время сотрудничество в сфере ядерной энергетики осуществляется в рамках различных международных организаций, в частности – Агентстве по атомной энергии ОЭСР (OECD Nuclear Energy Agency). Оно создано в 1958 г., первоначально именовалась как Европейское агентство по атомной энергии Организации Европейского Экономического Сотрудничества, предшественницы ОЭСР, свой "глобальный" облик приобрело в 1972 г., с вступлением в его членство Японии – первого неевропейского государства. Членами Агентства в настоящее время являются члены ОЭСР, кроме Новой Зеландии и Польши. Основная цель Агентства – способствовать сотрудничеству стран-членов в дальнейшем развитии использования ядерной энергии в мирных целях для безопасного, экологически приемлемого и экономически выгодного источника энергии. Из неправительственных профессиональных организаций к числу наиболее авторитетных относятся World Association of Nuclear Operators – Всемирная организация ядерных операторов (WANO), World Nuclear Association – Всемирная ядерная ассоциация (WNA).