Особенности корпораций и финансового капитала Франции

В число 10 крупнейших коммерческих банков мира входят четыре французских: "Банк насьонал де Пари", "Креди агриколь", "Креди Ливне", "Сосьете женераль". В числе 10 крупнейших промышленных компаний мира французских нет. Та особенность, которая была характерна для Франции начала XX в. – высокая концентрация капитала, но низкая концентрация производства, – сохраняется до настоящего времени. 95% французских предприятий составляют мелкие заведения с числом рабочих до 20 человек. Остается очень значительной и доля ремесленного производства.

Большинство французских предприятий не достигает оптимального размера, требуемого современными условиями, поэтому государство проводит политику содействия слиянию фирм, укрупнению промышленности. Еще недавно в число 100 крупнейших промышленных компаний мира входило лишь пять французских, причем крупнейшая из них занимала 50 место. В начале 1980-х гг. две французские корпорации уже вошли в число 20 крупнейших компаний мира.

В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции сохраняли позиции прежние традиционные финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 1960-х гг. началась экспансия двух новых групп – "Париба" и "Сюэз". Во главе групп стояли не банки, а холдинги, которые владели крупными пакетами акций промышленных компаний и банков. К 1980 г. эти две группы контролировали 20% активов французской промышленности и 2,6 тыс. промышленных компаний практически во всех отраслях промышленности.

В состав группы "Париба" входит "Банк де Пари де Пей Ба", крупнейшая промышленная корпорация Франции "Компани франсез де петроль", электротехническая "Томсон-Врандт" и др. Капиталы группы вложены в нефтехимию, электронику, металлургию, машиностроение, издательское дело и т.д. В сущности, для определения сферы интересов группы надо перечислить все отрасли французской промышленности.

Название группы "Сюэз" возникло от Суэцкого канала. После национализации канала египетским правительством в 1950-е гг. "Компания Суэцкого канала" полученную из Египта компенсацию инвестировала в разные отрасли французской экономики. В состав группы вошли несколько банков во главе с банком "де'Ендошин э де Сюэз", концерны "Сен-Гобэн", "Рон-Пулек" и др. В состав группы входит целый комплекс отраслей промышленности, но и корпорации группы имеют многоотраслевую структуру. Так, в составе "Сен-Гобэн" действуют предприятия разных отраслей, отдельные от металлургии и производства стройматериалов до парфюмерии.

Во Франции развитие финансового капитала зашло глубже, чем в других странах. Банки и финансовые группы все теснее связываются между собой, переплетаясь в одно целое. Каждый крупный банк скупает акции не только промышленных фирм, но и других банков. Отдельные банки и финансовые группы сливаются, так что границы между ними становятся все более расплывчатыми. Новые промышленные фирмы теперь учреждаются уже не одной, а несколькими финансовыми группами; старые фирмы действуют под контролем сразу нескольких переплетенных финансовых групп и банков. Как правило, портфель крупного банка, т.е. принадлежащие ему акции, теперь становится намного больше собственного капитала банка. Банки переросли в портфельные компании.

Национализация и государственное регулирование хозяйства

В нервом правительстве, которое приняло руководство страной после Второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. Государству перешли пять крупнейших банков (60% банковского капитала страны), угольная и газовая промышленность, электростанции, военная промышленность, транспорт, авиационная, часть автомобильной промышленности. В руках государства сосредоточилось 20% производственных мощностей.

Национализация во Франции отличалась от английской. С самого начала здесь наряду с предприятиями старых отраслей национализировались и предприятия новых. Компенсацию получили не все: предприятия коллаборационистов[1] переходили в собственность государства без компенсации. Так, без возмещения были национализированы автомобильные заводы "Рено". Но главное – национализацией крупнейших банков, входивших в состав "первой десятки" мира, были значительно подорваны позиции финансового капитала, который именно во Франции играл особенно значительную роль.

В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне государственного сектора. Кредитная система оказалась практически полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие финансовые группы "Париба" и "Сюэз", пять крупнейших промышленных корпораций. Теперь государственный сектор производил уже 23% промышленной продукции, на него приходилась половина всех капиталовложений в стране. Но почему только 23% промышленной продукции после национализации главных финансовых групп и корпораций? Потому что во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпускать авиационной продукции – 85%, черных металлов – 80 и цветных – 62%, продукции химической промышленности – 48, электроники и электротехники – 44%. Следует оговориться, что приблизительно половина предприятий государственного сектора – смешанные общества с участием государственного и частного капиталов. Государство в таких обществах является лишь наиболее крупным акционером. Через государственный бюджет во Франции проходит около 40% национального дохода. Естественно, что при этом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган планирования во Франции, "Генеральный комиссариат планирования", был создан по инициативе коммунистов в 1946 г. С. тех пор планирование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже восьмой план экономического развития на 1981–1985 гг.

Именно Францию приводят обычно в качестве наиболее показательного примера индикативного планирования. Государственные органы непосредственно руководят только предприятиями государственного сектора, заключая с ними долгосрочные контракты. При этом контракты с конкретными плановыми заданиями и цифровыми показателями заключаются только с неакционерными компаниями. С акционерными же компаниями, которые в государственном секторе составляют большинство, заключаются контракты, в которых указываются лишь стратегические направления развития. Плановые рекомендации получают и частные фирмы. Для них эти рекомендации не обязательны, но их выполнение стимулируется экономически – налоговыми льготами, кредитами, субсидиями. Государственный сектор и государственный бюджет используются во Франции для увеличения капиталовложений и ускорения промышленного роста. Как уже сказано, промышленные фирмы во Франции сравнительно небольшие, поэтому самофинансирование, расширение производства за счет прибыли менее возможно, чем в других странах. Государство принимает на себя значительную часть капиталовложений.

На пороге 1980-х гг. в руководстве хозяйством Франции боролись две тенденции. Левые, коммунисты и социалисты стремились выполнить программу строительства социализма, а правые добивались либерализации экономики. После проведения второго этапа национализации левые убедились, что их программа не соответствует реальным экономическим условиям. Если прежде промышленное производство в среднем увеличивалось на 4–4,5% в год, то в 1980–1985 гг. в среднем за год оно стало сокращаться на 0,1%.

Коммунисты ушли из правительства. Упал их авторитет, и вместо 20% голосов, как было прежде, компартия на очередных выборах не набрала и 8%. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к власти, но теперь это умеренная партия, хозяйственная политика которой мало отличается от политики М. Тэтчер.

В 1986 г. правительство правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс приватизации был остановлен возвращением к власти социалистов. Но 12 компаний к этому времени были уже приватизированы. В их числе банк "Сосьете женераль", группы "Париба" и "Сюэз". Одновременно стали проводиться меры по снижению "дирижизма", т.е. государственного административного регулирования и контроля. Даже те небольшие элементы административного управления и планирования, которые допускались во Франции, теперь были забракованы. Таким образом, тенденция свертывания государственного регулирования хозяйства коснулась и Франции.