Особенности координации в условиях ценностного управления

Координация выступает как связующая функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.

Для выполнения этой функции используются процедуры принятия управленческих решений, устанавливающие процедуры взаимодействия между подсистемами системы управления, обеспечивается единство и согласованность всех стадий процесса управления. Получение запланированных результатов требует активного вмешательства и оперативного устранения возникающих в процессе отклонений. Координация выражена в коммуникативных процессах.

Исходным принципом координации выступает принцип обратной связи, предполагающий сбор, обработку и анализ информации о реакции сотрудников на принятое решение, касающееся трансформации ценностной среды. Для повышения эффективности ценностного управления необходимо обеспечить информированность каждого работника о ценностной системе организации, системе контроля и мотивации за соответствующую модель поведения. А. А. Киселев отмечал, что "коммуникация “оживляет” ценности".

Главная задача координации – достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления организации путем установления рациональности связей – коммуникаций между ними. Согласно Файолю[1], координировать – это значит согласовывать все операции таким образом, чтобы обеспечить функционирование и успех; это значит учитывать в отношении каждой операции те обязательства и следствия, которые она влечет за собой для всех других операций. Для того, чтобы объединить различные стороны управленческой деятельности организации в единое целое, необходимо использовать организационно-информационную систему, в которую необходимо встроить информационные подсистемы поиска, получения, анализа, хранения и передачи информации, характеризующей управленческое поведение организации, ее подсистем и отдельных элементов.

Особенность функции координации в условиях ценностного управления заключается в том, что необходимо информировать сотрудников о системе организационных ценностей и одобряемой модели поведения, для чего необходимо создать адекватную систему коммуникации. Для ускорения преобразования ценностной системы необходимо создать систему социальных коммуникаций, которая будет способствовать формированию единой позиции в восприятии внутриорганизационных отношений – созданию "корпоративного (организационного) менталитета". Создание информационной среды, направленной на трансляцию и утверждение корпоративных ценностей, способствует их осознанию и принятию. С помощью системы социальных коммуникаций становится возможным закрепить в сознании сотрудников организационные ценности, сформировать эмоциональную связь между ними.

Любая информация, циркулирующая в информационной системе, должна нести ценностную окраску, поскольку, как отмечает В. Б. Ольшанский, ценности – это своеобразные маяки, помогающие "заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения"[2]. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяются как "локаторы нравственного сознания личности", главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира, не вступающей в противоречие с организационной системой ценностей.

Координация означает синхронизацию прилагаемых усилий на всех уровнях управления по преобразованию/поддержанию ценностной системы организации, их интеграцию, т.е. процесс распределения деятельности, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достигать поставленных целей, обеспечивать согласованность, как внутри организации, так и между ней и внешней средой.

Для ценностного управления необходимо использовать следующие типы коммуникаций (табл. 4.6).

Основные требования к коммуникационному процессу, необходимое для обеспечения эффективности ценностного управления, – непрерывность, всеохватность, управляемость, заинтересованная доброжелательность, конкретность (однозначность трактовки), доступность, разнообразие форм передачи. Базируясь на работах А. П. Панфиловой, укажем особенности различных форм коммуникаций, необходимых для осуществления трансляции ценностей (табл. 4.7).

Таблица 4.6

Выбор типа коммуникации в ценностном управлении

Цель

Тип

коммуникации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Обеспечение согласованности действий подразделений организации с целью обеспечения единства формирования и поддержания ценностной системы

Вертикальная

Увязывание действий по вертикали управления

Программируемая групповая

Осуществляется в форме коллективного обсуждения; позволяет корректировать методы воздействия, учитывая личные, групповые, коллективные интересы

Трансформация индивидуальной ценностной системы работников

Горизонтальная

Обеспечивается неформальными взаимоотношениями, действующими на разных уровнях организационной структуры; основным инструментом данного типа координации являются общие ценности

Неформальная программируемая

Строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности

Таблица 4.7

Характеристики видов коммуникации, рекомендуемых для использования в ценностном управлении

Вид

Цель

Средства

Результат

Познавательная

Расширение информационного кругозора

Беседы, доклады, тренинги

Усвоение новой информации

Убеждающая

Трансляция ценностей

Дискуссии, переговоры

Изменение взглядов

Экспрессивная

Формирование эмоционального настроя

Эмоциональный контакт

Изменение эмоционального состояния партнера, эффект "заражения"

Суггестивная

Изменение ценностных ориентаций

Организационный

фольклор

Изменение поведения

Ритуальная

Закрепление ценностей, традиций

Обряды и ритуалы

Введение и сохранения ценностей

Ценности необходимо четко формулировать и сообщать сотрудникам организации, для чего необходимо использовать различные способы передачи информации: корпоративная газета, буклеты, видео, Интернет и т.д., но прежде всего важен личный пример руководителя.