Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ В РОССИИ В X–XVII вв.

В X–XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающихся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций. В этот период у славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. Создались условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, "органов власти" фигурируют князья и их дружины.

Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования язычества, принятия общей религии. В 988 г. князем Владимиром была крещена Древняя Русь. Христианство в православном варианте стало официальной религией. С принятием христианства появился и особый институт – Церковь – как главный (после князя) помогающий субъект.

В 996 г. князь Владимир издал особый документ – Устав, регулирующий правила поведения по отношению к нуждающимся. В нем официально признаются объектами помощи старики, сироты и вдовы, а также монашествующие всех видов, сторонники, калики перехожие, "хромцы", "слепцы", юродивые, блаженные. Помогающими субъектами объективно признаются все имущие, и в первую очередь князь и церковь.

Церковь находится под физическим и юридическим патронатом князя. В Уставе была определена финансовая составляющая церкви – десятина. Согласно ей десятая часть всякого имущества передавалась в церковь для оказания помощи нуждающимся. Если у князя имеется стадо в 100 коров, то 10 телят он обязан безвозмездно передать церкви, так же как и каждый десятый из ста мешков зерна или крупы. Судопроизводство оплачивалось не только деньгами, но и рухлядью, драгоценными металлами, живностью и т.д. Десятая часть имущества, вырученного в процессе судопроизводства, шла в пользу церкви. Что касается торговли, то отчисления в церковь представляли собой полную выручку за каждую десятую неделю. Стоимость продаж за предыдущие девять недель являлась собственностью торговца.

Таким образом, церковь достаточно быстро стала в России крупным собственником. Следует отметить, что, в отличие от западных стран этот своеобразный налог в России взимался только с состоятельных людей. Князьям это было вменено в обязанность. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельностной любви к ближнему. Заповедь "возлюби ближнего как самого себя" становится главным побудительным мотивом в организации новой системы помощи. Изменяется идеология помощи: она формируется на основе христианских заповедей и простирается далеко за пределы родовой общины.

Становление христианской парадигмы помощи с X по XIII в.

В первый исторический период становления христианской, или конфессиональной, парадигмы помощи с X по XIII в. формируются новые формы помощи – прокормление, лечение, научение. Все они проходят апробацию в церквах и монастырях, созданных на княжеские средства. При монастырях возникают первые странноприимницы и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных (прообразы современных хосписов).

Первые типы социальных учреждений строила церковь, вторые создавались на средства князей или церковных деятелей. Первая такая больница была построена Ефремом Переяславским в 1091 г.

Происходят изменения в обрядах погребения: теперь приветствуется захоронение умерших и соблюдение поминального обряда в виде трапезы – т.е. скорби, плача, поминок в современном их варианте. Прежние радостные тризны подлежат обструкции.

Прежние жертвоприношения трансформируются в конкретные благотворительные акции князя. Теперь новообращенные славяне идут за помощью в церковь, а князья им дают обеты за исполнение новых религиозных обрядов. Например, если князь просит помолиться за наследника, то он обещает в случае успеха три дня кормить люд на княжьем дворе и раздать определенное количество серебра. Это были своего рода и помощь, и справедливое распределение богатства. Таким образом, князь персонифицировался в качестве справедливого наместника Бога на земле.

Среди форм помощи начинает преобладать милостыня как способ спасения новоиспеченного христианина от ада за его земные грехи.

Практикуется посыл в учение за границу, главным образом для того, чтобы ближе ознакомиться с правилами православия и изучить язык, на котором написаны священные книги, с целью их перевода на русский. Подготовка толмачей (переводчиков священных писаний) также осуществлялась главным образом за счет князей.

Так, князь Владимир создал на свои средства училище для детей "знатных, середних и убогих". При нем также возникли первые богадельни.

Князь Ярослав Мудрый (сын князя Владимира и Рогнеды) на личные средства построил в Новгороде сиротское училище, где содержались и обучались триста юношей. Ярослав много способствовал распространению христианства на Руси, развитию просвещения и подготовке священнослужителей из русских. Чтобы привлечь народ к христианской вере, Ярослав Мудрый велел переводить рукописные книги с греческого на русский. Многие книги были куплены им самим. Большинство книг и рукописей он передал в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования.

Князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, был человеком образованным и замечательным писателем. Он составил "Поучение" – обращение к своим детям. В нем Владимир Мономах наказывал строго соблюдать правосудие, не убивать ни правого, ни виновного, предписывал накормить и напоить бедного, чтить гостя вне его социального статуса, советовал почитать старых людей как отцов, любить как братьев.

Княгиня Анна Всеволодовна (сестра Владимира Мономаха) основала в Киеве воспитательное училище для девиц, содержала их на своем иждивении и сама учила их читать, писать, рукодельничать.

Князь Николай Давыдович Черниговский (XII в.) основал в Киеве больничный монастырь. В нем работал Петр Сиротин. Это имя в древнерусской медицине широко известно. Его бескорыстная помощь явилась примером для подражания многим поколениям врачей.

Князь Глеб Юрьевич (годы княжения: 1170–1172) по случаю рождения сына в 1168 г. пожертвовал для раздачи бедным 200 гривен серебра.

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский (княжил во Владимире до 1177 г.) по примеру великого князя Владимира Красно Солнышко приказал для раздачи бедным развозить по улицам и дорогам "жизненные припасы", а также раздавать их заключенным в темницы.

Князь Всеволод Юрьевич (княжил с 1177 по 1213 г.) после сильного пожара 1185 г. во Владимире построил за свой счет все церкви, возобновил город, выделил пособия бедным жителям на построение домов и обзаведение.

Князь Александр Ярославович (Невский), княживший с 1252 по 1263 г., потратил огромные суммы денег на выкуп русских, взятых в плен татаро-монголами.

Иоанн Данилович Калита (1328–1341) всегда носил с собою мешок – калиту, наполненную деньгами, и щедро раздавал их бедным.

Внук Владимира Мономаха великий князь Ростислав Мстиславович (княжил с 1159 по 1168 г.) после своего дяди великого князя Вячеслава Владимировича (1154) все имущество и казну роздал монастырям и церквам, бедным, вдовицам и странникам. А его сын Роман Ростиславович отдал всю свою казну, не оставив себе даже на погребение (умер в 1180 г.). Хоронили князя на народные пожертвования.

Рассмотрение историко-культурных предпосылок и традиций милосердия и благотворительности показывают, что они имеют глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека.