Лекция 9. ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

После легализации христианства, начиная с VI столетия, монастыри разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей, где труд и помощь ближнему являются основой монашеской жизни, заставляют их селиться в сельской местности. Развитая система монастырского натурального хозяйства, пожертвования частных лиц позволяют монахам оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся.

Начиная с XI в., в связи с развитием феодализма, большинство населения переходит под политическую, экономическую власть феодала, который защищает своих подданных от безработицы, болезней, осуществляет помощь в старости.

Средневековая система страхования существовала и в городах, она осуществлялась ремесленными и торговыми гильдиями, которые обеспечивали помощь не только себе, но и другим.

Институтами помощи и поддержки в период средних веков являлись госпитали. Первые госпитали появляются при монастырях, а позднее в городах, под присмотром муниципальных властей. Так постепенно конфессиональное милосердие заменяется светским.

К середине XIV столетия в Европе насчитываются тысячи таких учреждений, в которых размещается от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

В период раннего средневековья материальная помощь распределялась церковью через систему приходов, или епархий.

Епископ каждой епархии осуществлял помощь бедным в пределах своей юрисдикции. В высокое средневековье к этой деятельности подключаются светские власти, которые либо заменяют, либо совместно осуществляют патронат над нуждающимися.

Несмотря на то что каждое европейское государство (в первую очередь Германия, Франция, Англия) имело свое социально-историческое своеобразие, все же можно выделить общие тенденции средневековой системы помощи и поддержки. В частности, можно выделить стадии развития: от церковной помощи под контролем королевской власти к помощи орденов и монастырей, которую сменяет система взаимопомощи городских общин и, наконец, на этапе оформления профессионального нищенства в конце XVI в. подключается к данной деятельности государство. Однако рассмотрение генезиса средневековой модели помощи и поддержки мы начнем с деяний Карла Великого, который внедрил Каролингскую систему попечения в период развития Франкского государства.

Каролингская система попечения явилась архетипом, давшим корни средневековой системе помощи нуждающимся. Она названа так в честь правления Карла Великого (768–814). В этот период средневековья Римской империей была предпринята попытка возродить ценности античности, но в христианском духе (каролингский ренессанс). Карл Великий уделяет большое внимание не только охране границ империи, но и образованию, искусствам. Большое внимание уделяется законодательной деятельности, реформированию монастырской жизнедеятельности.

Франкфуртский капитулярий 798 г. обеспечил стабильное существование духовенства, так как десятина в пользу церкви становилась государственным законом. Однако и система землевладения, и система налогов должны были служить не только развитию самих монастырей, но и системе помощи нуждающимся в период голода и неурожая, чему служили указы, принятые ранее. Так, в 779 г. Карл Великий издает указ, согласно которому богатые епископы и аббаты выдавали бедным по фунту серебра, менее богатые – по пол фунта или по шесть сольдов. К тому же землевладельцы были обязаны содержать до времени урожая от одного до четырех бедных. Каролингское попечение о бедных также предусматривало, что четвертая часть доходов будет тратиться в пользу бедных. Можно отмстить преобладание территориального подхода к нуждающимся, когда попечение о бедных осуществлялось духовенством только в пределах своего округа и оно распространялось исключительно на свободных граждан.

Карл Великий также занимается вспомоществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную "гуманитарную помощь" деньгами христианам за моря – в Сирию, Египет, Иерусалим.

По тем капитуляриям, которые дошли до наших дней, мы можем судить, что Карл Великий стремился распространить полицейские функции государства на такие явления, как нищенство и инфатицид. Так, в капитулярии от 806 г. указывается, что нищих, скитающихся по стране, каждый из верноподданных кормил или в поместьях, или в собственном доме и не допускал до милостыни в другом месте. Тем нищим, которые не захотят трудиться своими руками, предписывалось не оказывать никакой помощи.

Несмотря на то что закон о запрещении детоубийства существовал, тем не менее практика инфатицида продолжалась. Так, в капитулярии от 806 г. Карл Великий повелел вносить за убийство детей в казну денежные суммы. За смерть ребенка в возрасте девяти лет должна быть уплачена крупная сумма, за убийство 11-летнего ребенка полагалась двойная плата.

Карл Великий стремился не допустить обмирщания монашества. Хотя, как мы видим из капитулярии о церковном порядке 789 г., такие тенденции имели место. Священники крали подаяние у бедных, вели мирской образ жизни, не заботились о создании убежищ для странников, бедных, убогих. Именно поэтому Карл Великий стал так активно поддерживать новую кодификацию монастырских уставов, связанную с правилами Бенедикта Нурсийского. Аскеза бенедиктинцев была поддержана Карлом Великим настолько, что он даже стал посылать монахов в школу бенедиктинской жизни в Монте-Кассино в 802 г., чтобы попытаться найти новые религиозно-нравственные ориентиры клира в монастырях, которых к тому времени насчитывалось около 30.

Постепенно каролингское попечение и реформирование монастырской жизни идет на убыль, так как с развитием феодальных отношений свободных людей становилось все меньше и меньше, а вместе с ним происходит переосмысление понятия бедности не только со стороны светской власти, но и церкви, где под этим к XII в. стали понимать "христовых бедных", т.е. монахов.

В XI–XII вв. намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также формируется система помощи через ордена монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей деятельностью различные страны.