Особенности функционирования СМИ в период после демократических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы

Начало 1990-х гг. связано с важнейшими изменениями на политической карте мира.

Распался па множество суверенных государств Советский Союз, вместо двух немецких государств появилось одно — ФРГ, перестал существовать Варшавский Договор,

НАТО стремительно продвинулось на Восток и т.д. Все это имело самое непосредственное отношение к журналистике.

Особый интерес представляют СМИ стран Восточной и Центральной Европы, а также постсоветского пространства, где в последнее десятилетие произошли немаловажные изменения как в характере средств массовой информации, так и в формах и методах регулирования информационных потоков. Здесь шли и до сих пор идут неоднозначные процессы синтеза различных подходов к журналистике, что часто выражается во внедрении западных стандартов в национальную журналистику. Это проявляется как в разгосударствлении СМИ, так и в содержании публикаций и передач.

Трансформация СМИ в странах Центральной и Восточной Европы шла в трудных условиях перестройки экономических и политических отношений в обществе. Возьмем для примера СМИ Словакии и Польши.

В Чешской Республике основным направлением изменения на радио и телевидении стала приватизация. В январе 1993 г. первая общечешская телесеть была продана совместному предприятию, 70% акций которого принадлежит Организации центральноевропейского экономического развития, созданной на средства американского и канадского капитала. В Румынии был приватизирован второй канал телевидения. В совместном предприятии — владельце канала — 25% составляет доля государственного телевидения и 75% — британско-канадского консорциума. Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где "главную скрипку" играет зарубежный капитал.

В Словакии в 1990 г. регистрация заменила разрешение издательства, а через три года вступил в действие закон об обязательных экземплярах. С 1989 г. начался количественный рост наименований периодической печати. Тогда в свет выходило 326 центральных, региональных и местных издания, а в 1995 г. их количество выросло на 167%. Ежедневные газеты читает около половины жителей страны старше 14 лет. Если в 1989 г. печаталось 12 ежедневных газет, то через четыре года их было уже 20. Из существующих газет с 1989 г. выходят только семь. Четыре возникли па базе ранее существовавших газет. Девять словацких газет появилось после 1990 г. За пять лет с 1990 по 1995 г. возникли и прекратили свое существование 10 газет, однако число читателей не увеличилось, т.е. сократились тиражи. Средний ежедневный тираж одной газеты в 1989 г. достигал 155 тыс. экз., в 1990 г. - 104 тыс., в 1992 г. - 89 тыс., в 1995 г. - 79 тыс. экз. Однако, по данным Института но изучению журналистики, ежедневный тираж газет на 20% меньше, если учесть непроданные экземпляры. Относительно региональной и местной печати следует отметить, что, по данным на 1989 г., издавалось 122 региональные и местные газеты, а в 1995 г. их уже 353. Часто эти издания выходят нерегулярно, на невысоком профессиональном уровне, по сути, являются информационными бюллетенями. Появились листки объявлений. Число районных и заводских газет увеличилось с 1990 по 1995 г. в два раза, зато их тиражи значительно упали.

Радио и телевидение в Словакии общественно-правовые. Телевидение ведет передачи на двух каналах — СТВ-1 и СТВ-2. На основе лицензии идут передачи на третьем канале — ВТВ (Ваше телевизионное вещание), передачи которого транслируются через спутник. Совет по радио и телевидению выдал 60 лицензий региональным и местным компаниям. Компания Маркиза покрывает 60% Словакии с помощью распространения кабельных программ. Словацкое радио вещает па пяти программах. Первая программа — информационно-публицистическая, вторая ведет передачи о литературе и искусстве, а также посвящена региональному вещанию и вещанию на иностранных языках, молодежному вещанию в сотрудничестве с Обществом Rоск-FМ и Радио С01, которое является словацкой программой на немецком языке для австрийских радиослушателей.

В период социально-экономической трансформации в Польше (1989—1999) пресса претерпела бурные преобразования. Так же, как и в Словакии, увеличилось количество наименований газет, активизировались дифференциация и специализация. Наибольшие изменения претерпела женская печать. Увеличилось не только количество женских изданий, но и их тиражи.

До начала трансформации польское государственное радио и телевидение существовали по принципу самофинансирования, имея также право на дотации из государственного бюджета. С введением в январе 1990 г. рычагов рыночной экономики радио и телевидение были фактически лишены дотаций со стороны государства. Резко снизились поступления от абонентной платы в связи со стремительным падением уровня доходов населения.

Польское телевидение вынуждено было пойти по пути коммерциализации. Неэффективная рекламная политика, низкая абонентная плата не могли покрыть расходов, необходимых для существования телевидения. Необходимость финансирования расходов для выполнения общественно-политических задач подтолкнуло руководство польского радио и телевидения к поиску других путей, в том числе к привлечению иностранного капитала. В сфере электронных СМИ участие иностранного капитала с самого начала их перестройки в Польше ограничено. Первое негосударственное ТВ возникло в Польше в 1990 г., а к началу выдачи лицензий на вещание (в соответствии с Положением о радиовещании и телевидении, принятом в начале 1994 г.) насчитывалось уже 19 частных телевещательных центров, функционирующих "пиратским" образом.

Мировой финансово-экономический кризис высветил одну немаловажную деталь: Европейский Союз отнюдь не един, и страны, в него входящие, далеко не равноправны. В частности, об этом свидетельствуют попытки создать внутри ЕС или за его рамками либо организацию новых членов ЕС, либо Восточно-Европейское сообщество, даже пригласив туда Белоруссию при условии, если та выполнит ряд политических условий.

В этой связи интересными представляются попытки "перекроить" географию. В страны Восточной Европы ныне включают Эстонию, Латвию, Литву, Украину. Грузию и Турцию. Белоруссия и Россия остаются за скобками. Остальные государства советского блока относят чаще всего к Центральной Европе, но в условиях кризиса нет-нет да и вспомнят прошлое — к Восточной Европе причислят Польшу или, скажем, Словакию. В чем же дело? По какому признаку идет отбор?

Представляется, что помимо уровня экономического развития значительную роль играет лояльность "ценностям западной демократии". Возьмем для примера Латвию, Литву и Эстонию. Это очень разные страны как в экономическом, так и в политическом смысле.

Латвия характерна громадным внешним долгом, дискриминационным отношением к представителям русскоязычных национальных меньшинств, а таковых в стране почти половина населения. Но русскоязычные весьма активны в политике и регулярно добиваются все новых и новых успехов. Их представители есть даже в Европарламенте.

В Литве коренное население доминирует: процент русскоязычных сравнительно невелик. Зато треть населения уже покинула страну в поисках лучшей жизни, демографическая ситуация катастрофическая.

Эстония, как и Латвия, имеет среди своего постоянного населения такую позорную категорию, как неграждане. Но лишь в последнее время неграждане стали проявлять политическую активность.

Русскоязычная периодика в странах Балтии живет и развивается (или угасает) в соответствии с внутриполитическими условиями и международным положением той или иной страны. Если в Латвии русские газеты весьма активны и публикуют материалы на высоком публицистическом уровне, расходятся сравнительно большими тиражами, то в Эстонии более или менее развита только местная пресса, а в Литве, как отмечают некоторые исследователи, русской журналистики больше не существует. Русскоязычная пресса Литвы в основном довольствуется переводами с литовского и перепечаткой публикаций из российских изданий.

Журналистику Белоруссии на Западе рассматривают как зависимую от государства и несвободную. 11о возникает вопрос: существуют ли страны, где журналистика не зависит от государства.

Перманентная политическая нестабильность на Украине сказывается и на публикациях газет, журналов, передачах радио и телевидения. Чаще всего их выступления посвящены внутриполитическим проблемам и — в некоторой степени -отношениям с Россией и целым блоком проблем, с ними связанным. Стремление определенных кругов в НАТО и Евросоюз является отражением зависимости экономики страны от Запада в широком понимании этого слова.

Прозападная ориентация Грузии вполне очевидна и накладывает отпечаток на тематику и проблематику выступлений СМИ, которые, как и основная масса грузинского населения, поддерживают курс на вхождение в НАТО и Евросоюз.

Турция является самым старым кандидатом в ЕС. Эта страна уже давно член НАТО, но в европейскую семью ее не пускают. Одна из причин заключается в том, что население в основном исповедует ислам. И хотя Турция государство вполне светское и религиозная пропаганда в СМИ запрещена законом, европейские лидеры искренне озабочены возможной исламизацией Европы.

Особую роль в трансформации СМИ государств Восточной и Центральной Европы постсоветского периода сыграло общеевропейское законодательство, поскольку большинство этих стран входят в Евросоюз и НАТО.