Особенности дискурсивных практик теории социальной работы в социальном знании

Бедность представляет собой многоплановое явление, ее не связывают только с материальным потреблением или недостатком ресурсов. Бедность как социальное явление включает в себя другие аспекты, в том числе и психологические страдания, чувство уязвимости перед внешними событиями, беспомощность перед институтами государства и общества. В теории социальной работы феномен бедности индивида и групп принято осмыслять в совокупности всех его проявлений, осложняющих социальное функционирование субъектов. Бедность может быть абсолютной (полное отсутствие жизненных ресурсов) и относительной, или вторичной, и тогда она определяется путем сравнения жизненного уровня индивида или группы с уровнем жизни в данном обществе.

В практике социальной защиты населения существуют следующие основные формы борьбы с бедностью:

1) поддержание основных доходов на уровне, необходимом для действующих в обществе стандартов потребления;

2) адресная социальная помощь нуждающимся в виде пособий и льгот;

3) введение целевых программ занятости;

4) социальное страхование и поддержка детей.

В радикальных теориях социальной работы бедность анализируется как феномен, изменяющий социальный порядок и структуру общества. Марксистская парадигма теории социальной работы рассматривает бедность в качестве ключевой проблемы своей теории и практики. Базовые концепты данной теории строятся исходя из стратегий изменения социальных отношений между нуждающимися и общественными и государственными институтами.

В концепциях теории активизации бедность выступает как один из главных факторов трудной жизненной ситуации клиента. Поскольку главными "поставщиками" бедности являются международная экономическая система и глобализация, постольку и решение проблем видится в индивидуальных и коллективных действиях, таких как:

– развитие позитивного образа "Я";

– развитие способности критического взгляда на социальную и политическую реальность, конструирование знаний;

– развитие ресурсов для достижения личных и коллективных целей.

Власть

В теории социальной работы основные подходы к категории власти определены спецификой деятельности, ее места и роли в достижении коллективных и индивидуальных форм благосостояния клиентов, возможностей их социального функционирования в обществе (рис. 4.3).

Ключевые темы, разрабатываемые в различных теоретических парадигмах, связаны со следующими основными концептами:

власть как форма институциональных действий. В теории социальной работы она рассматривается в различных научных традициях социальной работы;

власть как институциональная форма дискриминации одних групп другими. Здесь особо рассматриваются такие крайние формы проявления власти, как эйджизм, этнизм, расизм, сексизм, инвалидизм;

власть как средство изменения жизнедеятельности клиента;

• власть в контексте действий социального работника.

Рис. 4.3. Подходы к феноменологии власти в теории социальной работы

Англосаксонская теория социальной работы

Проблемы власти рассмотрены в различных контекстах, но можно выделить два полюса мнений, между которыми существует достаточно большой спектр подходов и определений (рис. 4.4).

1. Радикальный подход, в соответствии с которым существующее в обществе социальное неравенство зависит от способов материального производства при капитализме. По мнению представителей радикальной теории, власть стоит на защите интересов не трудового большинства, продающего свой труд, а отдельных групп и политических элит, присваивающих основную часть доходов. Отсюда и основные особенности их концепции теории социальной работы:

1) стратегии социальной работы связаны с экономическими и политическими факторами как причинами дисфункций клиента в обществе;

2) в центре внимания находятся политические и организационные методы работы, а не индивидуальная работа со случаем, работа по разрешению проблем клиента;

3) арена работы сосредоточена в обществе, а не в пределах бюрократической системы социальных услуг;

4) их деятельность связана с общественными движениями и профессиональными союзами.

Представители радикальной теории полагают, что власть в "государстве всеобщего благоденствия" стремится усугубить зависимое положение беднейших слоев населения при помощи государственных дотаций, пособий и выплат, чтобы легче было контролировать поведение неимущего большинства. Приверженцы данной теории не разделяют концепции экономического либерализма, в соответствии

Рис. 4.4. Проблемы власти в англосаксонской теории социальной работы

с которой неравенство и бедность есть неотъемлемые слагаемые общества. Напротив, они считают, что борьба с несправедливостью во всех ее формах должна быть основной задачей социальной работы.

2. Теории социального развития, базирующиеся на концепциях этатизма, трактующего государство как высший результат и цель общественного развития. Представители данного подхода считают, что государственные институты власти способны к развитию с помощью социального планирования на основе инвестирования ресурсов в проблемные области. Поэтому власть в состоянии не только вести борьбу с маргинализацией, но при помощи законодательных мер активизировать различные общественные организации. Такой подход базируется на положении о том, что возможно достичь общественного благосостояния на основе социальных программ.

Французские концепты теории социальной работы

Эти концепции рассматриваются в парадигме подходов социального контроля. В данной парадигме социальная работа осмысляется не как сеть разрозненных действий профессионалов, а как совокупное действие общества против маргинализации. Поэтому социальная работа подчинена существующей власти и ее основная функция в обществе – функция контроля. Направленность социальной работы на укрепление "социальности" определяет механизмы ее воздействия, которые соответствуют полицейским функциям в том, что касается поддержания порядка. Выполняя заказ власти по поддержанию порядка в обществе, социальная работа направлена на маргинальные слои населения. Но в современном постиндустриальном обществе маргинализация связана не только с "традиционными" в этом смысле слоями населения и группами субпролетариата. Благодаря процессам глобализации ее спектр сегодня расширяется. Сюда включаются уже не только представители этнических, сексуальных меньшинств, женщины. Рыночное общество предъявляет все более жесткие требования к претендентам на работу, выдвигая помимо профессиональных характеристик запросы социального характера, которые зависят от представлений корпорации о необходимом социальном поведении претендента. Такие подходы лишь увеличивают маргинальные слои населения и соответственно расширяют спектр контроля, который осуществляют социальные работники. Другой особенностью "полицейской" функции социальной работы, выполняющей заказ власти, является контроль над производителями. Если государство контролирует руководителей производства, и это важнейшая политическая задача власти, то контроль над теми, кто производит, выполняет социальная работа, причем она осуществляет надзор от производства до места жительства производителей, задействовав свои различные социальные институты, формы социальной активности.

Немецкие подходы к проблемам соотношения власти и социальной работы

Несмотря на то что здесь имеется целый спектр подходов, его крайние точки зрения представлены двумя парадигмами.

1. Теория социального обеспечения как попечительства. Помощь рассматривается как атрибут власти, необходимый для сохранения целостности общества. Власть признает наличие в обществе определенных слоев населения, которые в силу объективных причин не могут соблюдать принятые нормы. Через систему социальной работы сглаживаются основные антагонистические противоречия, а индивидуальная адресная помощь позволяет поддерживать порядок и стабильность. Власть инициирует необходимость социальной работы, поскольку сама она объективно не может решить проблемы бедности, а может лишь контролировать ее масштабы. С другой стороны, власть не в состоянии контролировать индивидуальный процесс воспитания, который формирует индивидов, не соответствующих принятым в обществе моральным нормам.

2. Марксистская теория социальной работы. Данная теория исходит из того, что источником проблем выступает специфический способ производства. Изучение проблем осуществляется с позиций анализа бедности, где бедность есть неизбежное проявление буржуазного общества. Власть защищает класс имущих, поэтому социальная работа должна быть направлена на интеграцию и защиту неимущих – в этом смысл политической социальной работы.

Власть как институциональная форма дискриминации одних групп другими

В теории социальной работы в целях ослабления механизмов дискриминации осмыслены различные под-

Рис. 4.5. Институциональные формы проявления власти

ходы к институциональным формам проявления власти (рис. 4.5).

Эйджизм – процесс или выражение идей, в которых стереотипы относительно людей и (или) их дискриминации основаны на возрасте. Эйджизмом (англ. ageism, от age – возраст) обычно называются действия, направленные против пожилых людей, но данный термин может применяться и к другим возрастным группам. В теориях социальной работы осмысляются причины вербальной, физической агрессии к людям старшего возраста со стороны отдельных индивидов и институций, рассматриваются механизмы профилактики и методы помощи нуждающимся.

Этнизм – негативные установки о превосходстве одной этнической группы (доминирующей в обществе) над другой (культурные меньшинства). По мнению исследователей, этнические меньшинства страдают не столько от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизмы власти. В теории социальной работы данный подход осмысляется в концепции стратегии полномочий. Данная концепция направлена не только на равноправное и эффективное обслуживание всех клиентов, но и на активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента на основе этнических установок. Согласно стратегии полномочий человек проходит через три стадии развития:

1) уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта;

2) уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами;

3) уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

В теории социальной работы обозначены стратегии полномочий, способствующие преодолению барьеров на каждой из перечисленных стадий. В теоретических подходах уделяется внимание структурному неравенству в обществе, включая такие факторы, как динамика экономики и политической власти.

Сексизм – предпочтение и действия, которые открыто или завуалировано дискриминируют женщин или мужчин на основании их пола. В феминистской теории социальной работы рассматриваются подходы к дискриминации женщин, в соответствии с которыми власть определяется как собственность и подразумевает контроль и господство. Приверженцы подобной точки зрения полагают, что патриархальная концепция власти должна быть изменена. Власть должна создавать условия для деятельности других, а не осуществлять функции господства. В связи с этим проблемы клиентов оцениваются в контексте политической и социальной структуры, выявляются негативные факторы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента.

Инвалидизм оценивает ограниченные возможности как существенный недостаток человека и на первый план выдвигает задачу его исправления, чтобы данный человек мог соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной норме. В основе инвалидизма лежит концепция социальной полезности, осуществление власти здоровых людей над людьми с ограниченными возможностями. Исходя из этого общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:

• человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;

• здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;

• здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.

Теория социальной работы осмысляет основные причины институционализации концептов инвалидизма в обществе. Главными причинами являются механизмы власти, которые выражаются через механизмы барьеров: барьеры отношений, сложившихся в обществе, структурные барьеры, барьеры окружающей среды (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Основные причины институционализации инвалидизма в обществе

Барьеры

Факторы

Отношений

Предубеждения:

– когнитивные;

– эмоциональные;

– поведенческие

Окружающей среды

1. Язык.

2. Институциональная политика: организационные правила и положения.

3. Профессиональная практика: оценка и профессиональная помощь.

4. Недоступность физического окружения

Структурные

1. Иерархические властные отношения и структуры: безвластие людей с ограниченными возможностями.

2. Отказ от человеческих и социальных прав, гарантий социального обеспечения.

3. Структурные неравенства: нищенство

Власть как средство изменения жизнедеятельности клиента

В теории активизации власть выступает как средство передачи полномочий. Группы самопомощи должны добиваться власти, поскольку тем самым они добиваются реализации своих социальных и политических прав. С другой стороны, власть может быть ресурсом, который передается и активизируется для решения проблем клиента, что особенно актуально при урегулировании проблем в микросоциальной среде. Таким образом, власть – важнейшее понятие в теории активизации, где она предстает и как инструмент притеснения, и как потенциал для решения проблемы. Это означает, что власть должна использоваться позитивно.

Власть в контексте действий социального работника

Властные отношения, возникающие в процессе коммуникации между социальным работником и клиентом, в теории социальной работы рассматриваются в контексте их взаимодействия. Власть социального работника проявляется в том, что он наделен определенными полномочиями надзора, контроля и помощи. Клиент также обладает властью, она распространяется на предоставление достоверной информации, способы взаимодействия, выполнение требований и задач, сформулированных совместно с профессионалом. Вот почему внимание к динамике власти во взаимоотношениях – важнейший компонент профессионального взаимодействия.