Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Целый ряд важных особенностей имеет банкротство стратегических предприятий и организаций. Перечень таких предприятий и организаций утвержден Распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. № 22 "Перечень стратегических предприятий и организаций" и Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".

За прошедшее время эти перечни многократно пересматривались – как в сторону включения в них целого ряда предприятий, так и в сторону исключения.

Стратегические предприятия и организации – это федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции, работ или услуг, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Основаниями для подачи заявления о банкротстве стратегического предприятия или организации является неспособность данного предприятия удовлетворять требования кредиторов и исполнять обязанность по уплате обязательных платежей в сумме не менее чем 500 тыс. руб. в течение шести месяцев с даты, когда наступил срок их исполнения.

Правительство РФ в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций должно принимать следующие меры:

• организовать учет и анализ их финансового состояния и платежеспособности;

• провести их реорганизацию;

• погасить задолженность федерального бюджета за выполненные по государственному оборонному заказу работы;

• обеспечить проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

• содействовать достижению соглашений с кредиторами о реструктуризации задолженности, в том числе предоставляя государственные гарантии;

• провести их досудебную санацию.

При этом лицом, участвующем в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики.

Требования к кандидатуре арбитражного управляющего имеют свои особенности. Они установлены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации". К таким требованиям относятся:

• наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

• участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

• наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Процедура финансового оздоровления стратегических предприятий и организаций вводится арбитражным судом, если имеется ходатайство учредителей, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли, или третьих лиц при условии предоставления ими обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе предоставления государственных гарантий.

При введении процедуры внешнего управления внешний управляющий стратегического предприятия за 15 дней до рассмотрения собранием кредиторов плана внешнего управления обязан направить его в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли, для подготовки на основе анализа мер, предусмотренных планом, заключения о плане внешнего управления, которое представляется собранию кредиторов.

План внешнего управления может предусматривать сделки, связанные с продажей предприятия, отчуждением или обременением недвижимого имущества, распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом, отчуждением и приобретением акций, долей, заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не может отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также не вправе отчуждать отдельные виды имущества, которые входят в состав имущественного комплекса, предназначенного для таких целей.

Продажа предприятия осуществляется на открытых торгах в форме конкурса. Условиями конкурса являются обязательства:

• обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса;

• выполнять договоры, связанные с реализацией работ по государственному оборонному заказу и обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны. Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения такого предприятия. В этом случае Россия в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене предприятия.