Особенности банкротства кредитных организаций

Вопросы банкротства кредитной организации регулируются рядом нормативных актов:

1) Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)";

2) Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

3) Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно Федеральному закону "О Центральном Банке Российской Федерации", целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществление мониторинга их финансового состояния и выявление проблемных банков.

Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ РФ отслеживает на основании системы показателей-нормативов. В ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ перечисляются меры, которые ЦБ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям. К данным мерам, в частности, относятся:

1) взыскание с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменению структуры ее активов;

3) замена руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ;

4) реорганизация кредитной организации;

5) изменение на срок до шести месяцев установленных для кредитной организации обязательных нормативов;

6) введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

7) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

8) введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные законодательством.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Функции временной администрации:

1) проведение обследования кредитной организации;

2) определение наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности";

3) участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контроль их реализации;

4) контроль за распоряжением имуществом кредитной организации в пределах, установленных законом.

При этом временная администрация получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации; дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, связанных с недвижимостью, а также с заинтересованными или аффилированными лицами.

Особенности процедур банкротства кредитной организации связаны с тем, что, согласно действующему законодательству, при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации применяется только процедура конкурсного производства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" нс применяются).