Лекция VII. Основы знаний о смежных правовых дисциплинах

В результате изучения гл. 33 студент должен:

знать

• становление и развитие арбитражных судов, а также арбитражного судопроизводства;

• систему и структуру арбитражных судов;

• основные функции и задачи арбитражных судов;

• цели, задачи и стадии арбитражного судопроизводства;

• черты арбитражной процессуальной формы, а также стадии арбитражного процесса;

• базовые формы разрешения экономических споров России;

уметь

• давать квалифицированные юридические консультации по вопросам арбитражного судопроизводства;

• анализировать, толковать и правильно применять нормы арбитражного процессуального права;

владеть

• юридической терминологией и навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере арбитражного судопроизводства;

• навыками написания решения, которое выносится по итогам арбитражного судопроизводства.

Система и структура арбитражных судов

В современной России в условиях продолжающегося формирования рыночной экономики, дальнейшей стабилизации хозяйственных связей, а также отсутствия полного хозяйственного законодательства неизбежно возникновение имущественных споров, разрешение которых призван осуществлять арбитражный суд[1].

Как известно, система арбитражных судов России пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу, источники нормативного регулирования деятельности коего восходят к постановлению ЦИК И СНК РСФСР от 12.16.1922, которым было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными организациями и учреждениями. Лишь спустя почти 70 лет Законом РСФСР от 04.07.1991 № 1543–1 "Об арбитражном суде" система арбитражей была упразднена. Процессуальной основой деятельности арбитражных судов стал Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введенный в действие с 15 апреля 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями, переходом к рыночной экономике. Основными регуляторами экономических отношений становились закон и договор. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях командно-административной системы, уже не представлялось возможным. Поэтому необходимо было создать судебные органы, которые с учетом положительного опыта, накопленного государственными арбитражами (имеется в виду в первую очередь оперативность рассмотрения хозяйственных споров и эффективное воздействие на хозяйственные отношения), на строгой процессуальной основе разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонам равные возможности для защиты своих прав.

Принятие в 1993 г. Конституции, создание нового гражданского законодательства, а также опыт функционирования арбитражных судов в качестве органов правосудия, в том числе и отрицательный, определили необходимость реформирования судебноарбитражной системы и ее процессуальной основы. Как следствие, в 1995 г. вступили в силу Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, что явилось крупнейшим шагом в осуществлении судебной реформы в России и становлении судебной системы как одной из ветвей власти.

Итак, сегодня система арбитражных судов закреплена в Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Ее элементами являются суды соответствующих инстанций, действующие на базе АПК. По первой инстанции большинство экономических споров рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, далее в системе выделяют апелляционные арбитражные суды, федеральные суды округов и ВАС РФ. В настоящее время судами первой инстанции в России могут являться и федеральные арбитражные суды округов (по делам о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок), и ВАС РФ.

Обычно арбитражные суды имеют в своем составе две коллегии – коллегию по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, и коллегию по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Однако создание коллегий является не обязательным для арбитражных судов субъектов РФ, хотя на практике и позволяет реализовать специализацию судей и повысить качество и эффективность рассмотрения дел.

В структуре арбитражных судов выделяют аппарат. Его формируют должностные лица, которые непосредственно не занимаются отправлением правосудия, но создают условия для эффективного рассмотрения дел. Аппарат организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, ведет делопроизводство и документооборот суда, удостоверяет копии документов арбитражного суда, проверяет уплату государственной пошлины.

Особое место в системе арбитражных судов занимает ВАС РФ. Он представляет собой высший судебный орган по рассмотрению и разрешению экономических споров и связанных с ними дел. Специфика его деятельности заключается в том, что он одновременно может выступать и как суд первой инстанции, наделенный полномочиями по рассмотрению и разрешению дела по существу, и как орган судебного контроля для судов нижестоящих инстанций. Кроме того, ВАС РФ обеспечивает единство арбитражно-судебной практики, дает руководящие разъяснения по вопросам рассмотрения подведомственных арбитражным судам дел.

Высший Арбитражный Суд РФ обеспечивает надзор за деятельностью арбитражных судов субъектов и других нижестоящих инстанций путем пересмотра решений, вступивших в законную силу, в порядке надзора и пересмотра вступивших в законную силу актов арбитражных судов по вновь открывшимся и новым обстоятельствам. Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с КС РФ, ВС РФ, Минюстом России, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ, который принимается ВАС РФ (см. постановление Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 № 7).

В структуре ВАС РФ выделяют:

– Президиум;

– судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

– судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Федеральный арбитражный суд округа является судом кассационной инстанции. В то же время он вправе рассматривать по первой инстанции дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Состав федерального арбитражного суда округа:

– президиум федерального арбитражного суда округа;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражный апелляционный суд рассматривает исключительно апелляционные жалобы и не занимается рассмотрением и разрешением экономических споров по первой инстанции. Состав арбитражного апелляционного суда:

– президиум арбитражного апелляционного суда;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав арбитражного суда субъекта РФ обязательно должен быть представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. На практике такое решение реализовано в большинстве судов субъектов РФ, что отражает тенденцию специализации арбитражного правосудия.

Постоянные судебные присутствия не являются самостоятельным элементом арбитражно-судебной системы. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда – составная часть арбитражного суда субъекта РФ или суда апелляционной инстанции в форме обособленного территориально подразделения. Постоянные судебные присутствия могут быть образованы по решению Пленума ВАС РФ в арбитражных судах субъектов РФ или арбитражных апелляционных судах РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых этими судами в отдельных местностях. Таким образом, учреждение судебных присутствий является мерой, направленной на обеспечение доступности арбитражного правосудия.

В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями, которые он реализует в рамках своей компетенции.

Первая задача деятельности арбитражных судов является основной. Применительно к каждому делу она конкретизируется в процессе судопроизводства и реализуется на всех стадиях отправления правосудия, приобретая четкую формулировку в судебном решении арбитражного суда. В силу ст. 2 АПК самостоятельным предметом защиты в арбитражном суде являются охраняемые законом интересы. По данной категории дел суд рассматривает бесспорные правоотношения, устанавливает факты, имеющие юридическое значение в рамках особого производства.

В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды являются специализированными судами для рассмотрения экономических споров, споров, вытекающих из предпринимательской, иной экономической деятельности, и связанных с ними категорий дел. Сегодня арбитражные суды обладают исключительной подведомственностью и в отношении некоторых дел с участием физических лиц, например, корпоративных споров.

Функции арбитражных судов – это конкретные полномочия, которые они вправе осуществлять для реализации данных задач.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает ВАС РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий:

1) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

3) пересматривает по вновь открывшимся или новым обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции законов, иных нормативных актов и договоров;

5) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

6) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

7) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

9) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

10) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

11) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

12) обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;

13) по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Полномочия нижестоящих арбитражных судов можно разделить на две группы:

1) свойственные только арбитражным судам определенного уровня;

2) свойственные всем арбитражным судам.

Рассмотрим более подробно указанные группы полномочий.

Итак, полномочия, свойственные только арбитражным судам определенного уровня:

– федеральный арбитражный суд округа – проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;

– арбитражный апелляционный суд – проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

– арбитражный суд субъекта РФ – рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ.

Полномочия, свойственные всем арбитражным судам:

– разрешают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры;

– пересматривают по вновь открывшимся и новым обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

– обращаются в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;

– изучают и обобщают судебную практику;

– подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

– ведут статистический учет и анализируют судебную статистику своей деятельности;

– осуществляют международные связи в установленном порядке.