Лекция I. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ любой социально-экономической категории отражается в ее определении. Если в естественных науках или технических дисциплинах сущность того или иного явления, как правило, выражается в одном определении, то в общественных науках одно и то же понятие может быть выражено во множестве определений. Терминологическая множественность обусловлена несколькими факторами:

- различиями социально-экономических условий, в которых осуществляется терминологическая практика, и невозможностью исследователя абстрагироваться от существующих реалий;

- неоднозначностью отношения исследователей к рассматриваемой категории;

- уровнем общественных знаний в исследуемой области и смежных областях, которые содержат в себе серию обоснований, учитываемых при формулировке конкретных определений, и др.

Понятие "менеджмент" относится к числу терминов, в определении которых можно встретить различные толкования. Однако каждое из них не противоречит другому. Различаются степень детализации свойств менеджмента как социально-экономической категории, расстановка акцентов в зависимости от направлений использования данного понятия, исторический контекст формирования понятия и условия его применения в теории и практике.

При наличии некоторых терминологических различий вполне очевидна связь между двумя базовыми категориями - "менеджмент" и "управление". Термин "управление" имеет чрезвычайно широкую сферу применения - от управления простейшими механизмами до управления государствами. "Управление", по-сути, - обобщающее понятие. Его применяют для обозначения воздействия человека на системы любой природы. Менеджмент же всегда направлен на социально-экономические системы.

Изначально менеджмент рассматривали как управление только социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании. Управление же государством, административно-территориальными единицами, организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на некоторую узость в первоначальном толковании понятия "менеджмент", под ним понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы общения руководителей с подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций. В "Оксфордском словаре английского языка" термин "менеджмент" трактуется как "способ общения с людьми", "механизм осуществления власти", "особого рода умелость и навыки выполнения административной работы". Питер Друкер, один из общепризнанных авторитетов в области менеджмента (как отмечает в своей книге Л. В. Попов), утверждает: "Термин "менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах". Но в современных условиях, как пишет далее Попов, "подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности". Это высказывание касается соотношения понятий "менеджмент" и "администрирование".

Несмотря на то что в современной учебной и научной литературе не содержится единого общепринятого определения понятия "менеджмент", основные признаки, на которые обращают внимание различные авторы (исследователи), являются общими. Основным таким признаком служит уже отмеченная связь с управлением (не случайно английская интерпретация "management" означает "управление, заведование, организация"), его ориентация на организации, являющиеся социально-экономическими объектами. Но любая организация существует, функционирует, развивается в соответствии с определенной целью. Именно поэтому менеджмент приобретает еще один отличительный признак - целенаправленность. Исходя из указанных признаков можно сформулировать следующее определение: менеджмент - это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.

Таким образом, управление - есть фундаментальный базис менеджмента.

Управление имеет многовековую историю. На определенном этапе, в конце XIX - начале XX столетия, развитие управления привело к появлению менеджмента. В этот период в США и ведущих европейских странах стали возникать и быстро распространяться акционерные компании, в которых происходило расщепление капитала на капитал-собственность и капитал-функцию. Собственники компаний все чаще нанимали особых работников - управленцев, которые и стали прообразом будущих менеджеров [13].

Единство менеджмента и управления проявляется и в многогранности этих понятий. В менеджменте как системе можно выделить три содержательных аспекта:

- менеджмент - это отношения между людьми в процессе их совместной деятельности;

- менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

- менеджмент - это механизм достижения целей.

В управлении также выделяется ряд аспектов, созвучных или адекватных менеджменту. К ним относятся следующие:

- управление - один из видов человеческой деятельности;

- управление как искусство - способность эффективно применять накопленный опыт па практике;

- управление как функция - выделение деятельности по управлению в особую трудовую функцию;

- управление как процесс - создание специального аппарата (органа) по воздействию па исполнителей для достижения намеченных целей.

Нельзя не отметить и такой аспект взаимодействия менеджмента и управления, как наличие общих принципов. В частности, к их числу относятся координация, системность, целенаправленность. Общим является и объект менеджмента и управления - организация, представляющая собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие.

Существуют различия между менеджментом и управлением. В традиционном управлении основная задача руководителя сводится к тому, чтобы соединить факторы производства в едином процессе. При этом наблюдаются признаки механистического подхода. Разумеется, обращается внимание на то, чтобы средства производства и работники соответствовали друг другу (например, квалификация персонала и уровень технологии). Однако общие технократические признаки устранить не удается. В менеджменте, особенно после становления школы "человеческих отношений", организация рассматривается прежде всего как сложная социальная система, т.е. система отношений между людьми. Такой подход выдвигает новые задачи - такие, например, как выявление в составе организации социальных групп и формирование отношений между ними, образование малых групп с позиций активизации коллективных усилий, создание формальных и неформальных коллективов, формирование организационной культуры, применение внутриорганизационного маркетинга при удовлетворении потребностей человека, связанных с трудом.

Зачастую определения менеджмента выводятся из понятия "организация". В частности, Мескон, Альберт и Хедоури в качестве прямой и непосредственной основы существования менеджмента рассматривают организацию, понимая под ней наличие по крайней мере двух людей, объединенных общей целью и предпринимающих совместные усилия по ее достижению. В связи с этим "процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации" и представляет собой непосредственно менеджмент. Таким образом, эти ученые достаточно широко понимают сферу применения менеджмента. По их определению, любая организация людей - не обязательно предпринимательская, но и, например, общественная - может управляться на принципах менеджмента.

А. В. Попов в своей книге анализирует несколько наиболее типичных определений менеджмента, сформулированных известными зарубежными учеными и специалистами, фокусируя внимание на том, что в функциональном плане менеджмент трактуется как процесс. Вот два таких определения. Первое: "Менеджмент - социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации". Второе: "Менеджмент - процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного решения задач".

В отечественной научной школе определения менеджмента созвучны определениям зарубежных ученых. Так, Э. А. Уткин трактует менеджмент как "систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли". Целевая установка на получение прибыли показывает, что в своем определении автор больше тяготеет к позиции одного из классиков менеджмента П. Друкера, согласно которой сфера применения менеджмента ограничена сферой бизнеса.

Л. П. Евенко во вступительной статье к книге Мескона, Альберта и Хедоури "Основы менеджмента" определяет менеджмент как "умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей". Евенко не ограничивает применение менеджмента только сферой бизнеса, т.е. дистанцируется от позиции Друкера, но вместе с тем подчеркивает, что менеджмент -это, с одной стороны, "функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях", а с другой - "область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию". Это также и "категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению". Таким образом, в другой сущностной основе менеджмента Евенко неограниченно близко подходит к позиции своего американского коллеги Друкера [1].

Методологический подход, согласно которому менеджмент соотносится только с организациями бизнеса, очевидно, базируется на исторических корнях менеджмента, который, как известно, зародился и первоначально развивался исключительно в предпринимательских структурах. Только в последнее время в зарубежной теории и практике наметилась тенденция расширения применения менеджмента - от достаточно узкого круга организаций, нацеленных на получение прибыли, до социально-экономических систем вообще. Для отечественной практики управления в период экономической реформы это обстоятельство имеет принципиальное значение. Следует заметить, что в дореформенный период управление на отечественных предприятиях (если оперировать американской терминологией) вряд ли можно было назвать менеджментом. Скорее всего, это было прямое администрирование.

Вышеизложенное позволяет сформулировать еще одно определение менеджмента. Под менеджментом следует понимать такую профессиональную деятельность специалистов, которая позволяет достигать целей организации посредством труда и интеллекта других людей при приемлемом для организации соотношении затрат и результатов.

С этой точки зрения специалистов, постоянно осуществляющих деятельность по управлению в социально-экономических системах на принципах эффективности, т.е. соотношения результатов и затрат, следует называть менеджерами.