Лекция 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По итогам изучения данной главы студент должен:

знать

понятия "спрос" и "величина спроса";

• какие факторы могут воздействовать на спрос;

• понятие предложения и величины предложения;

• какие факторы могут воздействовать на предложение;

• каким образом устанавливается рыночное равновесие;

• законы спроса и предложения;

• что такое "излишек потребителя" и "излишек производителя";

• какое влияние оказывает государство на установление равновесной цены;

уметь

• различать спрос (предложение) и его величину;

• строить графики спроса и предложения;

• находить равновесные величины цены и объема производства;

• выделять факторы спроса и предложения для данной конкретной ситуации;

• проводить расчеты с использованием функции спроса и предложения;

• определять области "излишка товара" и "дефицита" на графике и с помощью данных об объемах спроса и предложения на определенный момент времени;

• анализировать сущность и последствия прямого и косвенного регулирования государства;

• рассчитывать потери в объемах спроса и предложения при введении налогов;

владеть

• навыками построения графиков спроса и предложения на основе статистических данных;

• навыками выделения основных и дополнительных факторов спроса и предложения для конкретных ситуаций;

• навыками использования графических моделей для анализа изменений спроса и предложения;

• навыками расчетов с использованием функций спроса и предложения;

• навыками анализа последствий при введении фиксированных цен;

• навыками сравнительного анализа прямого и косвенного регулирования государства.

Спрос: понятие, факторы. Закон спроса

Спрос относится к фундаментальным экономическим понятиям. Категория спроса играет большую роль в экономике: на его основе принимаются тактические и стратегические решения как на микро-, так и на макроуровне.

В экономике спрос является формой отражения потребностей. На микроуровне спрос представляет собой платежеспособную потребность в товарах и услугах. Это значит, что речь идет не о всех потребностях, а только о тех, которые покупатель может удовлетворить, исходя из своего дохода. В данном случае речь идет как о качественной стороне реализации потребностей (что востребовано), так и о количественной (в каком количестве). При исследовании спроса в экономической теории, как правило, акцент делают на количественной стороне вопроса.

То количество товара X, которое потребители желают и могут приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос, или величиной или объемом спроса (QDx).

Поскольку величина спроса не является статичной (неизменной) в разные промежутки времени, принято уточнять, за какой период времени приобретаются товары и услуги.

На решения того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара X оказывают воздействие различные факторы (или детерминанты). Из них можно выделить ряд основных, влияющих на желания практически всех покупателей:

• цена самого товара X (Рх);

• цены на взаимозаменяемые товары (товары-субституты) (Ps);

• цены на взаимодополняемые товары (комплементарные товары) (Рс);

• вкусы потребителей (T);

• средний доход домохозяйств (I);

• распределение доходов между домохозяйствами (Y);

• количество покупателей (N);

• ожидание изменений цен товаров (Е).

В качестве уточнения важно отметить несколько существенных дополнений:

• во-первых, факторов, воздействующих на спрос, на практике может быть гораздо больше;

• во-вторых, степень их влияния в каждой конкретной ситуации разная: например, ключевым фактором спроса на соль в России в 2006 г. оказался такой фактор, как ожидания;

• в-третьих, не все факторы спроса можно измерить в абсолютных количественных показателях, но, тем не менее, их необходимо учитывать: вкусы, предпочтения и т.д.

Всю совокупность значений объема спроса QDx на товар X, соответствующих различным возможным величинам цены товара Рх, при прочих равных условиях называют спросом (D) на товар X.

Аналитической моделью, которая демонстрирует, каким образом факторы спроса воздействуют на объем спроса, является функция спроса. Она показывает зависимость объема спроса от названных факторов:

В упрощенном виде функция спроса выглядит как зависимость величины спроса от цены:

Это значит, что величина спроса рассматривается только как зависимость от одного фактора спроса – цены, при прочих равных условиях, т.е. предполагается неизменность остальных факторов. Таким же образом можно рассмотреть зависимость объема спроса от любого измеряемого фактора.

Рассмотрим теперь функцию спроса в табличной форме при условных данных (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Функция спроса в табличной форме

Исследуемая комбинация

Цена единицы товара X, руб.

Количество товара X, на которое предъявлен спрос, тыс. шт.

А

10

650

В

15

430

С

20

300

D

25

210

Е

30

100

F

35

50

Данные в табл. 4.1 отражают важную особенность спроса: снижение цены товара X при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению количества товара X, на которое предъявляется спрос. Этот вывод называют законом спроса.

Исследование спроса удобнее и нагляднее проводить с помощью графиков, отражающих основные закономерности рынка. Впервые графическую зависимость спроса товара от его цены представил А. Маршалл в работе "Принципы экономической науки". При этом он пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило Маршалла считать функцией цену товара Р, а аргументом – QD. Поэтому он отложил величины Р по вертикальной оси, a QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное Маршаллом правило построения кривых, когда ценовые показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зрения противоречиво, так как ценовые неизвестные при этом являются аргументом.

Для раскрытия зависимости количества товара X, на которое предъявляется спрос (QDд), от цены товара (Рх) при прочих равных условиях построим график на основании данных табл. 4.1 (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривые спроса

Полученная кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QDX товара X при той или иной цене Рг Вся же кривая D отражает набор возможных соотношений "PX–QDX" при прочих равных условиях, т.е. является графическим отображением спроса.

Как очевидно из рис. 4.1, кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара X растет количество товара X, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет "падающий" характер и демонстрирует обратную зависимость объема спроса от цены (закон спроса).

Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определенную величину QPx – количество товара X, на которое предъявляется спрос при соответствующей цене Рх (например, при цене 10 руб. покупатели предъявят спрос на 650 тыс. шт. товара X).

Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса. Ранее предполагалось, что меняется только цена товара X и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на QDx Но каждый из этих факторов сказывается на QDx товара X, значит, они должны влиять на спрос. Особый интерес представляют два случая:

а) когда под влиянием изменения какого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большее количество товара при каждой цене;

б) когда при изменении какого-то фактора покупатели при каждой цене начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара.

В том случае, когда иод влиянием изменения какого-то фактора величины QPx меняются при каждой цепе и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса.

Если величины QDx при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо (в положение D'), то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QPx снижаются, а вся кривая I) смещается влево (в положение D"), то говорят, что спрос уменьшился. Так, рост доходов населения, увеличение числа покупателей, ожидаемое повышение цен приводят к расширению спроса, а снижение цен на товары-заменители, повышение цен на взаимодополняющие товары вызывают сокращение спроса.

Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара). Если ни один из этих неценовых факторов не изменится, то спрос останется прежним и кривая спроса не переместится из начального состояния.

Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDx, но все факторы, влияющие на QDX, кроме цены Рx, сохраняются неизменными (а значит, кривая спроса на товар X остается на прежнем месте), спрос на товар X не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение величины QDx при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.