Лекция 10. ОСНОВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ

В результате изучения главы 10 студент должен:

знать

• философское ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "основы" и "предпосылки" религии;

• виды связей в системе основ и предпосылок религии;

• области бытия, в которых имеются основы и предпосылки религии;

• гносеологические и психологические предпосылки религии;

уметь

• показывать значения теории рисков для раскрытия основ и предпосылок религии;

• выявлять в Космосе, атмосфере, геосфере, в обществе, в бытии групп и индивидов те явления, которые составляют основы возникновения и существования религии и религиозности;

• выделять каузальные, исторические, структурно-функциональные и другие связи в системе основ и предпосылок религии;

• раскрывать условия, которые приводят в действие основы и предпосылки религии;

владеть

• навыками применения теории рисков к анализу основ и предпосылок религии;

• приемами раскрытия влияния различных видов связей в системе основ и предпосылок на состояние и эволюцию религии и религиозности;

• способностью анализировать данные естественных и общественных наук на предмет получения научной информации для раскрытия основ и предпосылок религии.

Необходимость возникновения и существования религии

В истории знаний о религии для объяснения ее возникновения и существования обычно употреблялись слова "почва", "корни", которые являются метафорами, т.е. используются в переносном смысле для сравнения с процессами развития и существования растений ("вырастания" и "питания" из чего-то). Эти метафоры в общем-то удачны, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дают возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия "основы", "предпосылки", "факторы", которые, несмотря на то что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты.

Основа – это то, от чего некоторое явление получает начало и на чем базируется существование этого явления. Предпосылка означает некоторые процессы, действия, отношения и пр., которые предваряют и создают возможность возникновения и движения некоторого сущего. Под фактором понимают активное начало, которое приводит в движение основы, предпосылки, условия того или иного явления. Там, где потребуют правила стилистики, в ходе изложения будут использоваться и указанные метафоры для обозначения названных философских понятий. Основы, предпосылки, факторы представляют собой совокупность процессов, событий, отношений, в которых обнаруживаются несвобода и зависимость человека, его подчиненность неуправляемым силам.

Начиная со второй половины XX в. в социальной теории активно разрабатывается проблема риска, отражающая определенные процессы в индустриальном обществе – нарастание разного рода опасностей и в то же время поиск путей достижения безопасности. Риск находится за пределами субъекта, но связан с его деятельностью. Различают объективность риска и субъективное психологическое состояние перед существующим или воображаемым риском. Называют самые различные области риска: экономическую, политическую, научную (в особенности в физических, ядер- ных, радиационных, молекулярно-биологических, генно- инженерных, нанотехнологических и пр. исследованиях), техносферу, транспорт, экосистему с кризисными тенденциями и др.

Риски различных областей взаимодействуют. В зонах неопределенности, в вероятностных ситуациях "точные" знания о времени и месте возникновения, о масштабах и длительности катастроф и их экзистенциальных последствиях труднодостижимы, а потому возможности адекватного прогнозирования динамики риска весьма ограничены. Считается, что пока еще слабо развиты знания об обращении с рисками, о способах действия в условиях риска, об управлении рисками, о средствах защиты от рисков. С этим связано возникновение и развитие социальных тревог и страхов. Теория риска помогает раскрытию основ, предпосылок, факторов возникновения, существования и эволюции религии.

Порой говорят, что постановка вопроса об основах и предпосылках религии – это вид "редукционизма", который, если принимается в качестве объяснительного принципа, несостоятелен. В действительности раскрытие основ и предпосылок религии не есть редукция, сведение религии к каким-то отношениям. По сути, вопрос о ее основах и предпосылках – это вопрос о необходимости ее возникновения, функционирования и развития как аспекта сущности и существования человека, человечества, общества, о ее онтологичности. Основы и предпосылки находятся не вне мира, общества, человека, а внутри них, религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, групп и индивидов.

Основы, предпосылки, факторы различают по разным основаниям:

• выделяют виды связей в системе основ, предпосылок, факторов;

• отличают объективные основы, предпосылки, факторы, действующие на стороне отношений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей;

• разграничивают основы, предпосылки, факторы по сферам, в которых они существуют – космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропологические, антропные, социокультурные, психологические, гносеологические.

Космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропологические, антропные, часть социокультурных находятся на стороне отношений вне психологии, вне сознания и познания. Часть социокультурных, антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, в деятельности психики, сознания и познания.

Многообразные виды связей представлены во всем комплексе основ, предпосылок и факторов. Причинные отношения включают связь причин со следствиями, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны и исторические связи: религия является результатом развития общества в целом, его различных сфер, результатом саморазвития. Эти связи оказывают существенное влияние на состояние религии в каждый данный момент, в котором (состоянии) сосуществуют одновременно элементы, исторически выступающие как фазы ее последовательного развития.

В числе основ, предпосылок и факторов имеются и структурные связи – строения, внутренней организации общества, его подсистем, сфер, самой религии, – "склонные" к устойчивости, постоянству, инвариантности.

Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству.

Необходимо сказать и о наличии связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку ее возникновения, существования, функционирования, о связях вероятности, случайности и необходимости, возможности и действительности и т.д. В этой системе наиболее воздейственными являются связи каузальные, исторические, вероятностные, случайные в единстве с необходимыми.