Основы педагогической мудрости

Посмотрим на правила с еще одной стороны и вспомним, что правило – это положение, в котором отражаются:

– постоянное отношение явлений;

– порядок действий;

– предложение;

– указание для принятия решения;

– подсказка в ситуации выбора;

– информация для размышлений.

Из этого следует, что педагог самостоятельно решит, каким будет применение или нарушение правил. У думающего учителя оно будет непременно осмысленным.

Что можно советовать всем как универсальный рецепт успеха? Пробуйте прежде всего простые средства. Мы так усложнили себе жизнь всевозможными "заморочками", что просто не можем поверить в достижение успеха бесхитростными и простыми способами. Может быть, аналогия с бесполезным лечением насморка новейшими патентованными микстурами поможет нам понять всю тщетность поисков спасения вне естественных средств.

Вспомним некоторые простые житейские рекомендации, которые даже правилами, тем более – педагогическими, назвать трудно, но которые помогают нам вне всякого сомнения.

1. Избегайте взаимодействия с учениками в раздраженном состоянии.

2. Наведению мостов помогает совместная работа.

3. Извинитесь, когда неправы.

4. Если следующий выбор похож на предыдущий, своевременно меняйте выбор.

5. Чем больше напряжение, тем чаше отдыхайте.

6. Отдыхайте до появления утомления.

7. Согласуйте отдых с собственными биоритмами.

8. Хроническое утомление – прямая дорога к болезням.

9. Утолщение парализует мышление и действия.

10. Успех в концентрации на главном, второстепенное – потом.

11. В одном и том же объекте разные люди выделяют свое главное.

12. Эмоции влияют на тело, на психику, на общую энергетику организма.

13. Динамичный способ жизни повышает энергопотенциал.

14. Направляйте энергию на решение проблем, а не на уход от них.

15. Живите сегодня и сейчас. Живите в согласии с современностью.

16. Трудная задача, своевременно предложенная, многих сделала личностями.

17. Работайте на полезные привычки, потом они поработают на вас.

18. Привычку можно выработать постоянными упражнениями за три-четыре недели.

19. Знание жизни является истинным знанием.

20. Интересы человека сконцентрированы вокруг его "Я".

21. Цель без действий не оживает.

22. Учитесь у тех, кто преуспевает, учитесь у профессионалов.

23. Поведение людей сознательно или подсознательно направлено на удовлетворение собственных потребностей, на решение собственных проблем.

24. Сравнивать ребенка можно только с ним самим.

25. Если желаете вызвать иную реакцию, подбирайте другой стимул.

26. Оптимальное количество слов в одном обращении – семь (плюс-минус два).

27. Правила оживают в действиях.

Как создается система принципов

История педагогики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и воспитания и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов. Становление теоретических основ педагогики, выявление сущности категорий закономерности, принципа, правила проходило в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. "Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений", – писал известный педагог П. Н. Груздев.

Прошло немало дискуссий о сущности педагогических категорий. В одной из них было доказано, что принципы определяются целями воспитания и имеют исторический характер, некоторые принципы утрачивают свое значение и сходят с педагогической арены (например, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению и воспитанию.

В современной педагогике устоялось положение, что принципы обучения и воспитания исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию эдукационного процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения и воспитания?

Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой основой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования: 1) к содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения и воспитания так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К педагогическим принципам он также относил: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

В новой педагогике обучение и воспитание искусственно разъединили и принципы стали выделять отдельно для обучения и для воспитания. Появилась система принципов обучения (дидактических) и система принципов воспитания (воспитательных). Сегодня наука отказывается от искусственной дифференциации принципов обучения и воспитания, которая создает ненужную путаницу в теории и дополнительные затруднения для практиков, и возвращается к испытанной системе, где принципы эдукации сливаются в едином процессе и выступают в единой системе.

В педагогической литературе описаны, без преувеличения, сотни положений, претендующих на статус принципов. Однако все закономерности педагогики не могут быть одинаково важными, первыми, основными и главными (напомним, что принцип переводится с латинского как "первый", "главный"). По широте охвата области педагогической действительности своим действием между ними существует иерархия. Общие закономерности охватывают своим действием всю педагогическую реальность. Они и становятся незыблемыми основами воспитания-обучения – его принципами. В одном принципе может объединяться действие нескольких закономерностей, поэтому принципов существенно меньше, чем закономерностей. Правильными будут также следующие утверждения: принципы обобщают закономерности, принципы – главные закономерности, принципы – законы законов.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.

1. Обязательность. Принципы эдукации – это не советы, не рекомендации, а обязательные положения. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность учебно-воспитательного процесса, но подрывают его основы. Педагог, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен к уголовной ответственности.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах эдукационного процесса. Принципы используются не последовательно, а фронтально, все одновременно.

3. Равнозначность. В системе принципов нет главных и второстепенных, таких, которые требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения эдукационного процесса.

При рассмотрении технологий эдукационного процесса мы убедимся, что всегда и везде, где продуктивность процесса оказывалась ниже запланированной, нарушались принципы обучения-воспитания.

Современная система

Для вычленения системы принципов был применен метод экспертного анализа, описанный нами в одном из первых изданий учебника. Метод очень громоздкий, но действует безотказно. Собрали все более или менее важные педагогические сочинения, в которых выделяются принципы обучения и воспитания, и выписали их в формулировках авторов этих сочинений. Затем установили частоту появления одинаковых принципов. Принципы, которые выделены всеми, назвали общепринятыми. Таких оказалось не много, около 10. Они и вошли в систему принципов эдукации. В науке такой метод вычленения общих оснований называется соглашением.

Система согласованных (общепризнанных) принципов обучения и воспитания приведена и детально рассмотрена в предыдущем издании учебника. Однако спустя всего несколько лет из этой системы приходится убирать принцип научности, хотя он и признавался всеми советскими педагогами и вошел в число общепризнанных. Напомним, этот принцип требовал, чтобы в учебно-воспитательных заведениях изучались только научные знания. Сегодня с новой силой вспыхнул вопрос: какие знания считать научными и могут ли быть ненаучные знания? В советское время все было ясно: к научным относились только те знания, которые признавались марксистско-ленинской наукой. "Буржуазная", идеалистическая наука, ее подходы и выводы отрицались.

Сегодня понято, что наука не может быть ни марксистской, ни идеалистической, она может быть только объективной. В нынешней науке официально, т.е. в академиях, признаны многие положения, которые вчера еще относились к паранаучным. Мы уже встречались с такими знаниями, когда, например, рассматривали вопросы о человеке и его энергоинформационных силах.

Если принцип научности в педагогике сохраняется, то следует отменить его идеологическую направленность и понимать как изучение и применение в эдукационном процессе признанных наукой положений, независимо от того, где, когда, как и кем они получены, какое имеют происхождение и как трактуются противоборствующими научными школами.

В свете новых достижений науки о мозге возрождаем принцип эмоциональности, который раньше признавался не всеми педагогами. По индексу признаваемости он выпадал из первой десятки. Сегодня доказано: если не нагружается эмоциональное полушарие головного мозга, продуктивность эдукационного процесса существенно снижается.

Таким образом, в современной системе выделяем следующие принципы эдукации:

1) природосообразность;

2) единство обучения и воспитания;

3) сознательность и активность;

4) наглядность, пример;

5) систематичность и последовательность;

6) прочность;

7) эмоциональность;

8) доступность;

9) опора на положительное;

10) связь теории с практикой.