Лекция II. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ

В предыдущем разделе мы вкратце рассмотрели развитие философской мысли начиная с древности до настоящего времени. Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, своим духовным миром.

Бытие

Бытие как всеохватывающая реальность

Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос и глубина его содержания неисчерпаема. Под бытием в самом широком смысле имеется в виду предельно общее понятие о существовании, сущем вообще. Бытие есть последний пункт абстракции. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — синонимы. Бытие — это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), и их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто. Бытие и ничто не могут существовать друг без друга. Если их отделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что перестало бы двигаться: сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы в "пыль небытия". Вспомним захватывающую дух космологическую картину, предлагаемую современной физикой. Вселенная пульсирует как живой организм, живет, умирая, и рождается сызнова. Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые твердые кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия и становятся наличным бытием. Но их бытие никогда не воспринимается так, чтобы вместе с тем усматривалась невозможность их небытия. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную. Таким образом, небытие мыслится как относительное понятие: в абсолютном смысле небытия нет. Попробуйте помыслить и уж тем более представить себе небытие, у вас ничего не получится: в сознании будет витать какая-то форма бытия, какое-то нечто. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уж нет или еще не стало, а может, и никогда не станет. Бытие не безразлично для составляющей его реальности: слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях. Бытие — настолько всеобъемлющая и первичная категория, что она заложена в глубинных формообразующих частях слова: суффикс "-сть", свойственный абстрактным и общим понятиям, несет смысл существования, бытийности. Книга Бытия — первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: "Аз есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исход, 3:14).

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.