Лекция IV. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый человек осуществляет профессионально-трудовую деятельность на территории своего государства, что предопределяет необходимость изучения правовых основ такой деятельности, устанавливаемых внутренним законодательством соответствующего государства. Вместе с тем современный мир меняется стремительно, а вместе с ним рушатся привычные стереотипы и условия жизнедеятельности людей. Процессы глобализации мировой экономики приводят к невиданным ранее международным потокам трудовой миграции, капиталов, услуг, товаров. Сегодня работник российского предприятия может быть командирован на работу в другую страну, и велика вероятность того, что там он может столкнуться с необходимостью решения каких-либо споров или урегулирования конфликтных ситуаций в судах или иных органах другого государства. Кто в гаком случае будет стоять на защите его интересов, и какие нормы права могут быть применены для урегулирования подобных ситуаций или споров? Эти и подобные вопросы нередко встают перед нашими соотечественниками, работающими за рубежом, либо на иностранных предприятиях, либо в филиалах или иных подразделениях российских предприятий.

Аналогичные вопросы могут возникнуть у работника, даже если он никуда не выезжает и постоянно проживает на территории России, однако трудится на предприятии с иностранными инвестициями, т.е. в компании, которая полностью или частично принадлежит иностранцам. Какое право будет применимо к правоотношениям, складывающимся между российским гражданином, работающем на иностранном предприятии, и руководством предприятия? Ясно, что поскольку в этом случае наблюдается коллизия различных правовых систем, то должна быть некая "третья сила", устанавливающая правила взаимодействия между правом различных государств. В качестве такой "силы" и выступает международное право, которое распространяет свое действие па все государства. Чтобы ответить на поставленные и иные подобные вопросы, вначале следует хотя бы вкратце разобраться с вопросом, что же представляет собой международное право.

Как установлено в преамбуле Конституции РФ, народ России сознает себя частью мирового сообщества государств, а следовательно, наше государство не только признает, но и широко применяет в своей деятельности нормы международного права, регулирующего межгосударственные отношения. Следовательно, изучение международного права необходимо для понимания механизмов правового урегулирования тех вопросов профессионально-трудовой деятельности, которые не могут быть решены силами одного государства и требуют коллективного сотрудничества всех или большинства государств мирового сообщества.

В науке сложилось понимание того, что международное право представляет собой систему норм и принципов, устанавливающих права и обязанности государств при их взаимном общении. Сегодня международное право регулирует отношения не только между государствами, но и между международными межправительственными организациями, такими, например, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы (СЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и т.п.

Важная роль в регулировании международных отношений принадлежит наиболее важным и общим нормам международного права, которые получили название основных принципов. К важнейшим общепризнанным принципам международного права относятся:

- принцип суверенного равенства государств;

— принцип неприменения силы и угрозы силой, принципы нерушимости границ и территориальной целостности государства;

— принцип мирного разрешения международных споров;

— принцип невмешательства во внутренние дела;

— принцип всеобщего уважения прав человека;

- принцип самоопределения наций и народов;

— принцип сотрудничества;

- принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Эти принципы составляют основу современного международного права. Из приведенного выше перечня следует, что подавляющая часть принципов имеет значение для регулирования отношений между суверенными государствами (принципы суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой и др.). Вместе с тем утверждение в международном праве принципа всеобщего уважения прав человека привело к тому, что международное право получило возможность все более широкого воздействия на внутренние правовые системы, которое в ряде случаев приводит к изменению их содержания.

Международное право представляет собой особую систему права, отличную от правовых систем отдельных государств. В ее составе выделяют отрасли, институты и отдельные нормы. Под отраслью международного права понимают большую совокупность международно-правовых норм, которые регулируют отдельные международные отношения определенного вида, отличающиеся обособленностью и качественным своеобразием (предмет регулирования). Среди отраслей международного права можно указать такие, как право международных договоров, дипломатическое право, консульское право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экономическое право, международное трудовое право, международное экологическое право, международное право прав человека, международное гуманитарное право и др.

Внутри отдельных отраслей международного права выделяют институты. Под институтом понимается относительно обособленная совокупность международно-правовых норм, регулирующих отдельные группы отношений в рамках единого предмета регулирования. Например, в праве международных договоров есть институт заключения международных договоров, институт действия международных договоров и т.д.

Норма международного права — это общеобязательное для государств и иных субъектов правило поведения, направленное па регулирование международных отношений. В качестве примера можно привести такую норму права международных договоров, как правило альтерната, устанавливающую особый порядок очередности подписания международных договоров, обеспечивающий уважение их суверенитета и суверенного равенства.

Международное право отличается от права какого-либо отдельного государства по ряду важнейших признаков. Прежде всего, в отличие от права отдельного государства, предназначенного для регулирования общественных отношений, складывающихся внутри этого государства, международное право регулирует межгосударственные отношения, т.е. отношения между всеми государствами мира, выходящие за пределы отдельных государств. В международных отношениях нет специальных органов, предназначенных для создания норм международного права, как это наблюдается внутри государств, где правотворчеством занимаются специальные органы законодательной власти. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Из этого факта вытекает особенность, присущая источникам международного права, к которым относятся международный договор и международный обычай.

Под международным договором в международном праве понимается соглашение между государствами, устанавливающее их взаимные права и обязанности и регулируемое международным правом. Чаще всего договоры заключаются в письменной форме, хотя иногда встречаются и устные соглашения между государствами. В зависимости от количества участников различают договоры двусторонние (заключаемые между двумя государствами) и многосторонние (заключаемые между тремя и более государствами). С помощью международных договоров государства решают большинство вопросов сотрудничества в самых различных областях (политической, военной, экономической, социальной, культурной и др.).

Международный обычай — это правило поведения, сложившееся в практике государств, за которым признается юридически обязательный характер. Обычаи не имеют письменной формы, они складываются в ходе повторяющейся практики в течение достаточно длительного времени, при этом практика должна быть единообразной. Несмотря на то, что нормы большинства отраслей и институтов международного права содержатся в международных договорах, значение международного обычая нельзя приуменьшать, так как он регулирует отношения между государствами, которые остались за рамками международных договоров. Кроме того, значение международного обычная ощущается в тех отраслях международного права, которые сложились в отдаленные эпохи (международное дипломатическое право, международное морское право, международное торговое право и др.).

Следует иметь в виду, что международные организации, а иногда и сами государства на различных международных форумах (конференциях, конгрессах, встречах), принимают большое количество международных документов, которые нельзя отнести к категории международных договоров. Правила, сформулированные в подобных международных актах, не имеют юридически обязательного характера, часто они выражают какие-либо рекомендации или согласованные взгляды по актуальным проблемам международной жизни. Следовательно, подобного рода акты не могут быть отнесены и к международным обычаям. Вместе с тем некоторые из подобных международных актов (например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, именуемые декларациями) оказывают значительное политическое и моральное воздействие на поведение государств, поэтому иногда в научной литературе содержащиеся в них правила именуются "мягким правом".

Международное право отличается от внутригосударственного права и по своим субъектам. Основными субъектами международного нрава являются государства. Они обладают всем объемом субъективных прав, предоставляемых международным правом. Отличительной чертой государств как субъектов международного права является присущее им качество государственного суверенитета, означающего верховенство государственной власти внутри своей территории и ее независимость вовне. Иными словами, в международных отношениях нет никакой власти, которая смогла бы навязать какое-либо решение суверенном)' государству. Именно поэтому в основе регулирования отношений между государствами лежит принцип суверенного равенства. Нет смысла отрицать фактически существующие различия между государствами, однако в международных правоотношениях государства выступают как равноправные суверенные единицы (или субъекты). В то же время надо иметь в виду, что нельзя абсолютизировать суверенитет государства. В современном международном сообществе установлены и действуют нормы и принципы международного права, нарушение которых повлечет за собой наступление международной ответственности и создаст возможность для применения принуждения к нарушителю. Поэтому свои суверенные права государства должны осуществлять в рамках и на основе требований общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих ядро понятия международной законности.

Отмеченная особенность международного права — отсутствие какой-либо высшей власти в международных отношениях по отношению к суверенным государствам — оставляет свой отпечаток на механизмах обеспечения выполнения норм международного права. Как правило, нормы международного права должны соблюдаться государствами и другими субъектами добровольно. И лишь в том случае, если отмечается несоблюдение норм международного права и тем более их нарушение, к правонарушителю могут применяться индивидуальные или коллективные принудительные меры. Возможность применения коллективных принудительных мер при определенных условиях допускается Уставом ООН.

Помимо государств субъектом международного права признаются также международные межправительственные организации (ММПО), такие, например, как ООН. Международные межправительственные организации определяются в качестве производных субъектов международного права, потому что они учреждаются независимыми государствами, которые наделяют их необходимыми правами и обязанностями по международному праву. Большинство международных организаций создаются государствами для развития сотрудничества между собой и оказания содействия государствам-членам в решении различных международных проблем. Первые международные организации были учреждены еще в середине XIX в. для решения ряда назревших специальных задач (развитие сотрудничества в организации работы почтовой службы и др.). Первой международной организацией, получившей компетенцию заниматься вопросами поддержания международного мира и безопасности, стала созданная после окончания Первой мировой войны Лига Наций. После Второй мировой войны на смену ей пришла ООП. В настоящее время международные организации занимаются самыми разными вопросами, в том числе гуманитарными вопросами и проблемой обеспечения уважения и защиты прав человека.

Со второй половины XX в. в международных отношениях стати появляться международные организации, получившие название наднациональных организаций. В качестве примера можно привести прежде всего Европейские Сообщества[1], которые отличались от традиционных международных организаций (например, ООН, Совет Европы и т.д.) рядом существенных признаков. В частности, они не только получили возможность координировать деятельность своих государств-членов, но и обрели право принимать юридически обязывающие решения для государств-членов, а также физических и юридических лиц, проживающих на территории этих государств-членов. Указанные международные организации имели ограниченную сферу действия (создавались вначале в пределах небольших регионов) и функциональную компетенцию (к их ведению относилось развитие социально-экономической интеграции).

Отмечая уникальность международного права и его отличия от правовых систем отдельных государств, следует иметь в виду, что в современных условиях нормы международного права оказывают все более возрастающее влияние на внутреннее право государств. Если первые конституции государств мира содержали достаточно скромные положения о включении международных договоров этих государств во внутреннее право страны, то на современном этапе конституционные положения о роли международного права в правовых системах соответствующих государств стали более развернутыми. Так, если обратиться к Конституции США, принятой еще в 1787 г., то в ней говорится о том, что все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, будут высшим правом страны. В качестве новейшего примера можно сослаться на положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой закрепляется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Тем самым российская Конституция не только определяет место международного нрава в правовой системе нашего государства, но и признает его приоритет перед нормами внутреннего права нашей страны. Эти и ряд других положений Конституции РФ, касающиеся международного права, делают ее одним из самых прогрессивных конституционных актов современности.

Отмеченные конституционные положения имеют не только декларативное или научное значение, они обладают огромной практической значимостью. В соответствии с ними российские органы государственной власти призваны руководствоваться в своей практической деятельности нормами международного права или общепризнанными международными стандартами. Особенно это относится к сфере защиты прав и основных свобод человека, а также к некоторым международным стандартам профессионально-трудовой деятельности.