Лекция 20. Основы конституционного права Индии

Сегодня Конституция Индийской Республики состоит из преамбулы, 458 действующих статей, объединенных в 24 части (по сравнению с первоначальным текстом 1950 г. их стало на три больше, но одна была отменена), и 12 приложений, число которых увеличилось, а ОГЛАВЛЕНИЕ многих изменилось. Ряд частей Конституции делится на главы, приложения – на статьи, а некоторые также на части. За время действия Конституция пополнилась 63 статьями, при этом были отменены 15 статей, включая и те, которые вносились поправками к Конституции. Редакция некоторых из действующих статей изменена или заменена поправками, принятыми позднее. На начало сентября 2000 г. были приняты 83 поправки к Конституции. В приложения к Конституции поправки вносились 36 раз (в одно только приложение IX внесено 284 пункта), 355 раз изменялись статьи Конституции. Свыше 100 статей было добавлено, около 20 – упразднено. Всего в Конституцию Индии было внесено более 500 изменений.

В результате общая структура Конституции стала более четкой и сбалансированной: с упразднением деления штатов на неравные по своему положению группы федеративная система была рационально унифицирована и две части (VII и IX) исключены, а с добавлением части IV-a "Основные обязанности" правовое положение граждан приобрело в конституционном документе более реалистичное отображение.

В Конституции провозглашен весьма широкий, с учетом индийских особенностей, круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые, правда, снабжены "противовесами" в виде не только заранее предусмотренных ограничений, но и разветвленных институтов военного и чрезвычайного (в том числе в сфере финансов) положения. В Конституцию включены нормы о содействии международному миру, справедливости и безопасности (ст. 51). Одна из основных целей принятия Конституции заключалась в правовом оформлении существования Индии в качестве подлинно независимого национального государства. Это стремление подчеркнуть суверенитет молодой республики отразилось и в намерении отказаться от использования английского языка и заменить его хинди – наиболее распространенным национальным языком, развитию которого содействует государство. Конституция предусмотрела федеративную форму политико-территориального устройства, для которого, тем не менее, характерна высокая степень централизации. Это обусловлено все еще актуальной опасностью сепаратизма и ирредентизма. Примечательно, однако, что один из наиболее важных аспектов федерализма – распределение предметов ведения между центром и субъектами федерации – устанавливается не в основном тексте, а в одном из приложений.

Порядок изменения Конституции – комбинированный и позволяет довольно оперативно изменять ее менее существенные положения, гарантируя вместе с тем стабильность основополагающих принципов. Большая часть конституционных положений может быть изменена парламентом сравнительно простым способом. Согласно ст. 368 Конституции проект конституционной поправки вносится парламентарием в свою палату и проходит обычную законодательную процедуру. Получив одобрение в палатах большинством от общего числа членов и не менее 2/3 присутствующих и голосующих (воздержавшиеся не учитываются), законопроект поступает к президенту, который обязан его подписать, после чего текст Конституции изменяется в соответствии с положениями закона о поправке. В некоторых случаях, помимо соблюдения всех указанных требований, до представления закона главе государства необходима ратификация его не менее чем половиной легислатур (парламентов) штатов страны. Эти случаи касаются изменения следующих положений Конституции:

– о выборах президента (ст. 54, 55), о пределах исполнительной власти Союза (ст. 73) и штата (ст. 162) или о высоких судах для союзных территорий (ст. 241);

– о судебной системе Союза (гл. IV части V), о высоких судах в штатах (гл. V части VI) или о законодательных отношениях между Союзом и штатами (гл. I части XI);

– любого из списков предметов ведения, содержащихся в приложении VII, в котором разграничивается компетенция Союза и штатов;

– представительства штатов в парламенте;

– любого положения ст. 368, регулирующей порядок изменения Конституции.

Примечателен, однако, тот факт, что согласно включенной в 1971 г. 24-й поправкой ч. 3 этой статьи на предусмотренные ст. 368 поправки не распространяется содержащийся в ст. 13 Конституции запрет ограничения или умаления посредством закона основных конституционных прав. Следовательно, поправка к Конституции может их ограничить или умалить. Более того, в 1976 г. 42-я поправка добавила к данной статье еще две части, в которых подчеркивается неограниченность учредительной власти парламента, в частности и в отношении части 111 Конституции, провозглашающей основные права; судам было запрещено ставить под сомнение конституционные поправки на каком бы то ни было основании.

Поправки к Конституции не присоединяются к ее основному тексту, как в США, и не инкорпорируются в ее текст как таковые. Инкорпорируется их ОГЛАВЛЕНИЕ, предусматривающее как изменение, отмену или добавление правоположений в имеющихся статьях, так и включение новых статей или даже частей либо глав. В случае отмены какой-либо статьи или части Конституции существующая нумерация статей и частей сохраняется.

Конституция может быть фактически изменена парламентом в порядке обычного законодательства. Это возможно при образовании новых штатов, изменении их границ или названий (ст. 2–4), упразднении или создании законодательных советов (верхних палат в легислатурах) штатов (ст. 169). Несмотря на то что такие законы изменяют текст Конституции (в частности, приложение I) и затрагивают территориальное устройство страны, они не рассматриваются как официальные поправки в смысле ст. 368.

Действие положений Конституции в реальной жизни зависит от толкования их судами, осуществляющими функции конституционного надзора, и применения исполнительной властью.