Лекция 16. Основы конституционного права Германии

Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В стране продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного закона I949 г.

Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство

Исходя из Основного закона ФРГ 1949 г., в его современной редакции можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается немецкое государство:

– ФРГ является федерацией 16 земель;

Земля согласно Основному закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто – свой диалект немецкого языка, конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земля не является государством в полном смысле этого слова – она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

Федеративная Республика Германия строится по принципу "сильный центр – сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;

– федеральное право имеет приоритет над правом земель;

– общепризнанные международные договоры и иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;

– законодательство связано конституционным строем, а исполнительная впасть и правосудие – правом;

– Федеративная Республика Германия признает основополагающие права и свободы человека;

– важнейшими закрепленными в Основном законе правами являются право на достоинство и равенство немцев;

– в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент – бундестаг, а также особый орган представительства земель – бундесрат;

– исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим широкими полномочиями канцлером – главой правительства и фактически первым лицом государства;

– в стране действует разветвленная система судов;

– значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;

– немецкое государство олицетворяет федеральный президент, избираемый особой коллегией, играющий церемониальную роль;

– Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством.

Особенности регулирования правового статуса личности

Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, который отвел правам и свободам человека первое место среди вопросов конституционного регулирования. В дальнейшем этому примеру последовал ряд других государств.

Среди прав и свобод, закрепленных Основным законом, главенствующее положение занимают:

– право на достоинство;

– равенство всех немцев. Оно подразумевает равенство:

ü перед законом;

ü мужчины и женщины;

ü независимо от происхождения, расы, языка, места рождения, родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов;

ü детей, родившихся в браке и вне брака;

ü доступа к любой государственной должности;

ü каждого немца на каждой земле;

– право на жизнь и физическую неприкосновенность;

– право на свободное развитие личности;

– свобода совести;

– свобода поиска и доступа к информации;

– свобода преподавательской деятельности, занятий наукой и искусством;

– право матери на поддержку и защиту со стороны общества;

– право на объединения;

– свобода шествий и демонстраций;

– тайна переписки, почтовой связи, иной коммуникации;

– право на свободу передвижения;

– запрет на принудительный труд;

– право собственности и свобода наследования;

– право петиций;

– обязанность пройти службу в вооруженных силах или альтернативную гражданскую службу.

Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:

– свободу печати;

– свободу преподавания;

– свободу собраний;

– свободу объединений;

– тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;

– право собственности;

– право убежища для борьбы против демократического строя, могут быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.

Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:

– на свободу собраний;

– подачу коллективных петиций;

– выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод оказалось за пределами конституционного регулирования.