Лекция 8. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать предмет правового регулирования финансового права, его систему и основные источники, общую характеристику основных институтов финансового права;

уметь анализировать и применять нормы финансового права к реальным ситуациям;

владеть основной терминологией финансового права, навыками поиска нормативных правовых актов в сфере финансов.

Предмет и источники финансового права

Одной из важнейших функций государства является сбор и распределение денежных средств. Для решения любой государственной задачи необходимо финансирование, в целях осуществления которого следует обеспечить три процесса – аккумулирование, распределение и использование (расходование) финансовых ресурсов, являющиеся видами финансовой деятельности государства. Считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления финансовой деятельности государства, и составляют предмет финансового права. Например, деятельность налоговых органов по взиманию налогов можно отнести к аккумулированию денежных средств, формирование расходной части бюджета – к распределению, а перечисление бюджетных средств их получателям – к использованию.

Очевидно, что деятельность государства в финансовой сфере не ограничивается указанными выше видами. Так, меры, предпринимаемые Центральным банком РФ (далее – ЦБ РФ) по регулированию денежно-кредитного обращения: эмиссия наличных денег, установление ставок и валютных курсов, валютное регулирование – можно выделить в отдельный вид финансовой деятельности. Еще одной составляющей финансовой деятельности государства является финансовый контроль, а также надзор за банками, страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Соответствующие отношения также можно включить в предмет финансового права.

Государственные органы в большинстве случаев являются стороной отношений, регулируемых финансовых правом. Соответственно, преобладающим методом правового регулирования финансовых отношений является обязывание и запрет, составляющие основу императивного метода. При этом одним из субъектов правоотношения является лицо, обладающее властными полномочиями по отношению к другому, поэтому говорят о преимущественно вертикальных отношениях в сфере финансового права, последнее обеспечивает общезначимые интересы общества и государства и относится к публичным отраслям права. Например, законодательство императивно предписывает, что налог должен быть уплачен не позднее определенной даты, а в случае нарушения этой обязанности налоговый орган вправе принудительно взыскать с налогоплательщика сумму недоимки, пени и привлечь его к ответственности за нарушение налогового законодательства. В отдельных случаях в процессе осуществления финансовой деятельности государства возможны отношения, в которых государство действует не в качестве лица, реализующего властные полномочия, а как обычный субъект хозяйственной деятельности, такие отношения можно назвать горизонтальными, а методом регулирования таких отношений является дозволение. В качестве примера можно привести привлечение государством денежных средств путем выпуска облигаций.

Источником финансового права является Конституция РФ, в частности, ее положения, которые устанавливают полномочия Российской Федерации в сфере федерального бюджета, федеральных налогов и сборов (п. "з" ст. 71), финансового, валютного и кредитного регулирования, денежной эмиссии (п. "ж" ст. 71).

К числу источников российского финансового права следует также отнести международные договоры РФ. В качестве примера можно привести Соглашение между Россией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1995 г. Особое значение имеют документы международных финансовых организаций – Международного валютного фонда (IMF), Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и др.

Важнейшими источниками финансового права являются БК РФ и НК РФ, а также ряд федеральных законов, в частности федеральные законы от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате

Российской Федерации", от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и др.

Нормы финансового права могут содержаться в Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в приказах федеральных органов исполнительной власти, указаниях и инструкциях ЦБ РФ, а также в нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований.

Большую роль в системе источников финансового, в особенности налогового права, играют постановления Конституционного Суда РФ. Нормативные акты применяются судами с учетом судебного толкования Верховного Суда (и Высшего Арбитражного Суда в период его деятельности) – например, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".