Лекция 11. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• предмет и метод административного права;

• источники правового регулирования административных правоотношений;

• порядок разрешения административных споров;

уметь

• анализировать административно-правовые акты;

• анализировать и решать юридические проблемы в сфере административных правоотношений;

владеть

• основными понятиями в области административного права;

• навыками использования и применения на практике актов административного законодательства.

Общие положения административного права

Административное право – одна из ведущих отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности государственных и муниципальных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, неразрывно связанной с государственно-управленческой деятельностью.

Метод административного права – метод власти и подчинения (императивный метод регулирования отношений), при котором одна сторона отношений, регулируемых административным правом, например, орган государственной власти, обладает властными, распорядительными полномочиями в отношении другого участника этих отношений, например, гражданина или юридического лица. Конкретными способами регулирования отношений в административном праве являются предписание, запрет, дозволение.

30 декабря 2001 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон РФ от 31.12.2001 № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 июля 2002 г.

Статья 72 Конституции РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Эти положения являются основополагающими для системы законодательства об административной ответственности, и основным источником административного права выступает КоАП РФ.

Согласно ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

– общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

– перечня видов административных наказаний и правил их применения;

– административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

– порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

– порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушения законов субъектов РФ.

В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти.

Структура КоАП РФ построена таким образом, что в разделе I даны понятия общих положений административного законодательства (задачи и принципы, понятие административного правонарушения, административной ответственности, административного наказания). Особенная часть посвящена рассмотрению конкретных составов административных правонарушений с указанием соответствующих видов административных наказаний за их совершение.

В разделах КоАП РФ рассматриваются:

– III – судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

– IV – производство по делам об административных правонарушениях;

– V – исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; здесь также определяется круг лиц, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение принятых постановлений.