Основные закономерности спортивной тренировки

Процесс управления в теории спорта отражен, прежде всего, в так называемых принципах тренировки. В методической литературе они рассматриваются как наиболее важные отправные положения, отражающие общие закономерности, свойственные обучению и воспитанию и определяющие общий подход к организации тренировочного процесса (К. X. Грантин, А. Д. Новиков, Н. Г. Озолин, В. В. Белинович, Л. П . Матвеев, А. А. Тер-Ованесян и др.).

Активное развитие теоретических и естественно-научных основ физического воспитания и спорта в ряде стран в 1930-е гг. породило необходимость выяснения сущности основных методических правил и их систематики для физкультурно-спортивной деятельности. Однако слабые позиции спортивной подготовки в течение этого периода приводят к известной биологизации методических положений, так как в качестве принципов спортивной тренировки выдвигается ряд физиологических феноменов, затрагивающих преимущественно координацию движений. Впоследствии с накоплением экспериментальных факторов и обновлением опыта делаются усилия по-новому осмыслить фундаментальные положения теории спортивной тренировки, выраженные в ее принципах и закономерностях (Л. П. Матвеев, Б. И. Бутенко, Н. Г. Озолин, Л. С. Хоменков и др.). Здесь же отметим, что подход к решению проблемы был различным.

Например, Н. Г. Озолин выводит принципы тренировки из самых общих педагогических положений, характерных для каждого процесса обучения и воспитания: всесторонность, сознательность, постепенность, повторность, индивидуализация. В сущности, это общедидактические принципы и правила, которые действительно отражают общие закономерности всякого педагогического процесса, в том числе и спортивной тренировки (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Методические принципы спортивной тренировки

Совсем другой подход (Л. П. Матвеев, Б. И. Бутенко, Ю. В. Верхошанский, В. М. Дьячков, В. В. Кузнецов и др.) состоит в стремлении раскрыть, прежде всего, собственные закономерности спортивной тренировки, интегрально отражающие ее специфику как особую форму педагогического процесса и на этой основе определить собственные принципы обучения и воспитания. Этот принципиально правильный подход приведет к формулированию большого числа принципов, которые часто сводятся к конкретным методам воздействия. Так, например, в методической литературе обсуждаются:

• принцип "приложимости", сформулированный как метод согласованного воздействия (В. М. Дьячков);

• принципы динамического соответствия тренировочных средств (Ю. В. Верхошанский);

• принцип прогрессирования (учебник ТВВ).

Т. Тер-Ованесян перечисляет следующие принципы:

• анализ-синтез движений;

• варьирование усилий и условий в процессе тренировки;

• индивидуализация средств и методов;

• контроль над процессом тренировки.

В. В. Кузнецов перечисляет принципы разносторонности, специфичности, вариативности, согласованности, оптимальности и индивидуальности. Из этих примеров очевидно, что чрезмерно частичный подход к процессу спортивной тренировки также не приводит к желаемому результату, как и механический перенос в эту сферу общих дидактических принципов и положений. Как подчеркивает Л. П. Матвеев, каждый принцип является справедливым постольку, поскольку отражает объективные закономерности соответствующего педагогического процесса, к которому он относится. Следовательно, первым и решающим условием для разработки принципов тренировки является раскрытие присущих только ей как биосоциальному явлению объективных закономерностей.

В другом случае существует большая опасность формулирования ряда "псевдопринципов" тренировки, вследствие которой она не изменит свою сущность. Иначе говоря, основной методической проблемой является не столько формулирование принципов, сколько вскрытие совокупности тех объективных существенных связей и отношений в спортивной тренировке, которые определяют закономерности ее развития. Принцип, в данном случае, как общую руководящую идею, которая в той или иной степени отражает данные закономерности, необходимо рассматривать как их функцию. Вот почему ОГЛАВЛЕНИЕ спортивной тренировки должно вскрываться в форме основных закономерностей, которые из дидактических соображений можно излагать и в качестве принципов, т.е. в форме основных (обязательных) правил и требований.

Вполне очевидно, что, исходя из динамики процесса спортивного совершенствования и доминирующих представлений в теории и методике спортивной тренировки, можно выделить следующие основные закономерности: непрерывность тренировочного процесса, единство общей и специальной подготовки, постепенное (до максимального) увеличение нагрузки, цикличность тренировочного процесса.

Непрерывность тренировочного процесса. Эта закономерность спортивной тренировки является функцией того фундаментального акта, что мышечная деятельность оставляет после себя функциональные следы, которые требуют непрерывного, систематического воздействия на специфический раздражитель, такой как условие функциональной адаптации. Исходя из этой закономерности тренировочного процесса, был сформулирован ряд принципов тренировки:

• принцип повторного систематического воздействия (организация следовых явлений – Б. С. Гиппенрейтер);

• принцип повторности (Ю. В. Верхошанский);

• принцип систематического чередования работы и отдыха и др.

Независимо от терминологических различий авторы единодушны в том, что под термином "следы" в самом общем смысле понимаются те функциональные и морфологические изменения в организме, которые вызваны тренировочными занятиями и выражаются в конечном счете в повышении общей и специальной работоспособности спортсмена (совершенствование качества, навыков и умения).

Отсюда и принципиальная идея о повторной работе как условии для суммирования "следовых явлений", что связывается с определенной продолжительностью интервалов отдыха между отдельными тренировками или, точнее, между различными фазами восстановительных процессов в организме. Обычно за основу принимается известная концепция Ю. В. Фольборта, построенная на открытой Вайнгертом взаимосвязи между процессами усталости и восстановления. Эта концепция о повышенной работоспособности (фаза экзальтации) была рассмотрена и дополнена рядом авторов (Н. И. Яковлев, П. С. Васильев, Н. И. Волков, Б. С. Гиппенрейтер, Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, Д. Матеев, П. Щерев, Кр. Крыстев). Ее принципиальный методологический смысл состоит в требовании преемственности между тренировочными занятиями (без излишне длинных интервалов) с учетом непрерывного повышения спортивных результатов. Здесь же отметим, что усилия в этом отношении в последние годы подняли представления о непрерывности тренировочного процесса на качественно новый уровень. Это обязано тому факту, что чередование тренировочных занятий может осуществляться и при неполном восстановлении организма. Таким образом, получается известное "суммирование" тренировочного эффекта, который создает мощный стимул для восстановительных и адаптационных процессов. Таким образом, в отличие от других форм физического воспитания, спортивная тренировка становится в полном смысле этого слова непрерывной, с высокой плотностью и эффективностью процесса, являющегося по силам только высококвалифицированным спортсменам. У них число тренировочных занятий в недельном цикле достигает примерно 10–12 и более, что создает оптимальные условия для развития двигательных и вегетативных функций организма. Разумеется, проблема суммарных воздействий ни в коем случае не может возводиться в абсолютное правило в тренировочной практике. Особенно это относится к скоростно-силовым видам спорта, где чаще всего каждая Вперед нагрузка должна осуществляться в свежем состоянии, т.е. в фазе суперкомпенсации (И. П. Ратов, В. М. Дьячков, Ю. В. Верхошанский, В. М. Зациорский и др.).

Постепенное (до максимального) повышение нагрузки. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок является одним из важнейших требований в организации тренировки – от микроцикла до многолетней тренировочной деятельности. Поскольку эти требования являются фактором, определяющим динамику спортивной работоспособности, а прогрессивные изменения в организме в определенной степени пропорциональны нагрузке (Л. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский, В. М. Зациорский и др.). Необходимо отметить, что практика максимальных нагрузок является одной из основных закономерностей спортивной тренировки. Иначе говоря, каждый новый этап спортивной тренировки должен отличаться и новым уровнем тренировочных нагрузок. Такая тенденция в отношении спортивной тренировки впервые была научно обоснована А. Н. Крестовниковым (1938) и возведена в "принцип максимальной нагрузки". Дальнейшее развитие спортивной теории и практики убедительно доказывает, что именно предельные или близкие к ним тренировочные нагрузки вызывают наиболее глубокие изменения в приспособлении организма спортсмена (Г. Фолборт, Д. Матеев, Н. Яковлев и др.). Весьма эффективным является их применение тогда, когда достигнут определенный уровень общей и специальной работоспособности (А. Н. Крестовников, Н. В. Зимкин и др.; Η. Н. Яковлев и др.; М. Я. Горкин, А. Б. Гандельсман, С. П. Летунов, А. Г. Дембо, Г. С. Туманян и др.). Это, разумеется, не означает, что на более низких этапах подготовки максимальные нагрузки являются противопоказанными. Следует подчеркнуть, что последние следует рассматривать как допустимые реакции в границах функциональных возможностей организма. И поскольку данные границы непрерывно изменяются (повышаются), то для каждой новой степени подготовки будет изменяться и критерий этих возможностей.

Тенденции для постепенного и максимального повышения тренировочных нагрузок находят свою наиболее удачную реализацию в так называемом принципе "волнообразности". Волнообразные колебания в динамике различных параметров нагрузки являются объективным процессом, который обусловливается, прежде всего, гетерохронным характером процессов утомления и восстановления. Они вызваны систематическим чередованием работы и отдыха и периодическими колебаниями в функциональном состоянии организма под влиянием ряда эндогенных факторов. Таким образом, процесс спортивной тренировки характеризуется колебаниями (волнами) различного масштаба:

• малыми, отражающими динамику нагрузки в микроциклах. Их эффект определяется так называемым текущим и оперативным состоянием организма;

• средними, выражающими общую тенденцию нагрузки в пределах так называемых мезоциклов (20–40 дней), для которых характерно известное "кумулирование" приспособительных изменений;

• большими, которые характеризуют общую тенденцию нагрузки в связи с повышением тренированности и фазами в развитии спортивной формы.

Выделенные особенности в динамике нагрузки в реальных условиях спортивной тренировки не являются единственными способами для постепенного и максимального воздействия на организм спортсмена. Существуют так называемые прямолинейные и ступенчатые формы воздействия, но они обычно являются эпизодическими и не отражают характерных черт тренировочного процесса.