Основные задачи и меры по обеспечению экономической безопасности личности

В последние годы государство утрачивает контроль над производством и распределением результатов труда, выпускает из рук базовые экономические и правовые рычаги воздействия на экономику. Финальными результатами потери управляемости экономикой являются:

– падение темпов роста валового национального продукта;

– ослабление экономических позиций страны на мировых рынках;

– свертывание социальных программ и снижение уровня жизни населения.

Правомерно встает вопрос о месте и роли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждого человека в отдельности.

Общеизвестно, что в экономической стабилизации главенствующая роль принадлежит государству. Оно в лице законодательной и исполнительной власти определяет стратегические направления развития, формирует социально-экономическую политику, меры и механизмы воздействия на общество, личность, отрасли, предприятия, организации. В частности, его роль "подталкивать" отечественную промышленность к развитию, в хозяйственной жизни ограничивается минимумом необходимых функций. К ним относятся: обеспечение законности и правопорядка, стабильность денежной и финансовой систем; поддержание эффективного функционирования рыночных механизмов посредством содействия конкуренции, регулирования естественных монополий, воздействия в качестве субъекта хозяйствования на структуру предложения и спроса.

Деятельность же органов государственной власти и государственного управления должна быть направлена на формирование национальной идеи, концепций, стратегий, отражающих общественный строй и создание экономической структуры страны в соответствии с главной целью: достижение благосостояния нации.

Создание системы экономической безопасности личности предполагает наличие эффективной социально-экономической политики.

Так что же такое "социально-экономическая политика"? Такого определения нет в экономических словарях. Попытаемся составить такое определение.

В соответствии с определением социальная политика наряду с другими является составляющей государственной экономической политики, которая есть генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Она складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости.

При более детальном рассмотрении этого вопроса выявляем, что круг составляющих "политики" более широк, чем дано в определении.

На наш взгляд, это понятие раскрывается следующим образом.

Институциональная политика – государственные меры, действия по формированию старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов (экономических элементов социальной структуры, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни). Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ, например при переходе от централизованной экономики к рыночной.

Инвестиционная политика – составное звено экономической политики, система мер, определяющих объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники.

Ценовая политика – концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса. Ценовая политика государства основывается на участии ресурсов госбюджета в регулировании экономики. В условиях развитого рынка и эффективной экономики ценовой политикой фирм становится стратегия низких издержек, которая связывает достижение конкурентных преимуществ с более низкими затратами на производство и сбыт продукции.

Бюджетно-финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства (в лице органов государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики. В зависимости от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны бюджетно-финансовая политика предусматривает разную степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных расходов. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику и тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов.

Валютная политика – совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых в области валютных отношений. В рамках текущей валютной политики осуществляют оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д. Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, прежде всего в рамках международного валютного фонда, а также валютных реформ.

Внешнеэкономическая политика – политика, проводимая правительством страны, государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала в рамках экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Аграрная политика – деятельность государства в области аграрных отношений, часть экономической политики, направленная на решение вопросов о путях развития сельского хозяйства, о собственности на землю и другие средства производства.

Социальная политика – совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и управления в области общественного развития и направленных на улучшение качества и уровня жизни, духовной и материальной сфер жизнеобеспечения личности, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты.

Политика в области труда и занятости – целенаправленная деятельность ответственных за эту сферу государственных органов управления в целях регулирования рынка труда, основанная на базовых законах РФ.

В результате детального рассмотрения понятия "социально-экономическая политика" круг проблем по экономической безопасности личности значительно расширился. Это понятие вмещает в себя практически все стороны экономической и социальной жизни государства (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Классификация социально-экономической политики

Каковы же экономические и социальные основы для успешного проведения социально-экономической политики? Необходимо отметить, что основное экономическое противоречие текущего момента состоит в том, что значительные производительные силы в большинстве своем продолжают существовать в старой системе производственных отношений, которая практически развалена и не функционирует. Основной путь решения этой проблемы – переход к способу производства, основанному на рыночных отношениях.

Основу любых производственных отношений составляют отношения собственности на средства производства. Это базисные отношения, на которых строится будущий рынок и которые в конечном итоге приобретут решающее значение для формирования социальной структуры России, гражданского общества, политической системы, включая характеристику политического режима государства, формирование политических партий и отношений между ними.

Именно это определяет в настоящее время ОГЛАВЛЕНИЕ и направленность всей политической борьбы в российском обществе, которая концентрируется прежде всего вокруг вопроса о собственности и путях формирования нового собственника.

В настоящее время Россия постепенно, с большими издержками, но неуклонно входит в рынок, который предполагает многообразие форм собственности: государственной, частной, коллективной. И если не закладывать изначально основу социальных конфликтов в обществе, то речь может идти об объемах, приоритетах, соотношениях и взаимосвязях между ними и, что самое главное, о том, какая цель, решение каких социальных задач осуществляются с их помощью.

Совершенно очевидно, что государство не может взять на себя такие секторы, как торговля, сфера обслуживания (сервис), мелкое производство и значительный объем среднего производства. Это объясняется тем, что, во-первых, на их нормальное функционирование не хватает финансовых и материальных ресурсов; во-вторых, эти секторы связаны непосредственно с "живыми" деньгами, что вызывает стремление со стороны различных представителей этих сфер деятельности использовать их непосредственно для себя, в ущерб обществу и государству. В целях поддержания соответствующего порядка государство вынуждено создавать громоздкий управленческий аппарат, который, как правило, плохо справляется со своими функциями и в конечном итоге теряет управление этими секторами.

В-третьих, в силу указанных выше причин деятельность в этой сфере порождает волну преступлений, коррупцию, питает теневую экономику, на борьбу с которыми приходится отвлекать значительные силы правоохранительных органов. Для государства и общества выгоднее, нравственнее передать эти секторы в частные руки, создав при этом систему финансовой и налоговой инспекции за их деятельностью, вводя в действие ряд правовых мер по регулированию отношений в этой сфере и стимулируя создание эффективной защиты безопасности этих секторов перед лицом угроз со стороны криминалитета.

Особое место в экономике занимает коллективная собственность, являющаяся, по существу, народной. Именно она, будучи коллективной собственностью работников, трудящихся на конкретных предприятиях, обеспечивает материальную и социальную базу благосостояния ее владельцев (а не отдельного лица) и одновременно с этим дает основную продукцию и финансовые средства в интересах всех членов общества, обеспечивает функционирование большей части государственных и общественных структур в политической, экономической, военной, социальной и духовной областях жизни.

И, наконец, государственная собственность обеспечивает единую экономическую инфраструктуру, основу научно-технического прогресса, обороноспособность и безопасность страны, жизнедеятельность государства. Мировой опыт свидетельствует, что государственный сектор необходим и включает в себя как наиболее оптимальный вариант три крупные категории промышленности:

1) отрасли, которые являются малорентабельными или нерентабельными, но без которых страна не может существовать (традиционные виды транспорта, ряд отраслей, связанных с добычей и переработкой сырья, и т.д.). Как правило, это базовые отрасли хозяйства;

2) наукоемкое и капиталоемкое производство, которое требует значительных финансовых затрат и прибыль от которого может быть получена, как правило, в отдаленной перспективе (электроника, авиация, космос, атомная энергетика и т.д.). Без этих отраслей невозможен научно-технический прогресс, создание новейших технологий, а значит, и прогрессирующее экономическое развитие;

3) оборонную промышленность.

Все остальное должно быть поэтапно передано в руки коллективного и частного собственника.

Принципиальным вопросом в связи с этим является также вопрос о земле, где также должны быть учтены интересы общества в целом и каждой личности в отдельности. Учитывая огромные территориальные пространства России, разницу в различных регионах по таким параметрам, как климатические, демографические особенности, качество земель, профессиональный опыт земледельца, традиции, сложившиеся формы организации земледельческого труда, невозможно принять единый для всей территории закон о земле. Поэтому был принят Земельный кодекс РФ, а конкретные формы его реализации отдали на откуп субъектам Федерации, регионам с учетом их местных особенностей. При этом, как это принято в мировой практике и как это было в дореволюционной России, значительная часть земель остается в руках государства (государственные земли, казенные земли, национальные парки).

При наличии разных форм собственности взаимодействия между ними в условиях рыночных отношений радикально меняются; в частности, меняются принципы государственного управления – наблюдается переход от директивных методов управления народным хозяйством к экономическим.

Несмотря на хаос и беспорядочность, царящие в нынешней экономике, представляется возможным выявить закономерную последовательность перехода к новому типу отношений.

I этап – разгосударствление собственности, формирование трех указанных выше форм собственности и в результате этого появление нового класса собственников – субъектов будущих и частично настоящих рыночных отношений.

II этап – накопление начального капитала и раздел экономических сфер его приложения между собственниками. Результатом этого должно стать и в значительной мере уже стало формирование уродливого, непотребительского рынка (рынок цен, недвижимости, продавцов и посредников).

III этап – формирование собственно рыночных отношений и в результате – создание нормального потребительского рынка (рынок товаров, услуг, технологий и их производителей).

Сегодня мы являемся свидетелями протекания первого и второго этапов, составляющих существо переходного периода.

Отсутствие взвешенного и просчитанного подхода в осуществлении стратегии реформ вызвало тяжелые экономические и социальные последствия для России в целом и для существа проводимых реформ.

Не менее остро встала и проблема формирования нового собственника. По существу, речь идет о трех возможных моделях приватизации, соответствующих трем указанным выше формам собственности:

1) акционирование крупных и средних производств с сохранением контрольного пакета акций у трудового коллектива (социализация собственности) или у государства (создание государственно-акционерных компаний, т.е. национализация собственности);

2) продажа производств частным акционерным структурам, т.е. кооперация собственности;

3) продажа или передача предприятий в руки частного производителя (индивидуализация собственности, или собственно приватизация в прямом значении этого слова).

На самом же деле нерешительность, медлительность, а также бездействие, отстраненность государства в проведении в жизнь этих моделей приватизации привели к тому, что инициативу в решении данного вопроса перехватили иные "субъекты приватизации":

– отдельные предприимчивые должностные лица государственного аппарата и администрации производства, располагающие властно-распорядительными полномочиями по отношению к государственной собственности и использующие их в корыстных целях;

– бывшие и нынешние "теневики", включающие свой капитал в легальный оборот прежде всего для приобретения собственности;

– бывшая и нынешняя номенклатурная элита, обладающая необходимым капиталом;

– обогатившаяся часть сегодняшних коммерсантов, получившая капитал за счет непроизводительной (посреднической) деятельности, в основном спекулятивного характера, и за счет перевода безналичных денег в наличные в процессе получения льготного кредитования на предпринимательскую деятельность;

– иностранные инвесторы, привлекаемые возможностью легкой добычи. Нарушение этапности проведения реформы и процесса разгосударствления привело к тому, что бурно началось формирование не столько собственников, сколько богатых людей, составивших свой капитал не за счет производственной деятельности, а путем посреднической деятельности, незаконного присвоения капитала, финансовых и кредитных спекуляций, искусственного взвинчивания цен и т.д.

Процесс формирования собственности еще далеко не завершен. Его корректность, равно как и внесение элементов стабилизации и снятие социальной напряженности будут в значительной мере зависеть от поведения основного субъекта экономических отношений – государства. Такова суть экономической ситуации в настоящий переходный период.

Экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности.

Вопрос об использовании математических методов оценки экономической безопасности личности является, вероятно, наиболее сложным, так как здесь требуется рассмотрение всего возможного спектра поведения личности и множества факторов, влияющих на ее безопасность. В то же время можно указать определенные факторы, которые непосредственно влияют на жизнедеятельность человека и могут быть изучены и заданы в форме определенных критериев и стандартов. Большую роль при этом играют такие факторы, как экология, здравоохранение, правовая защита.