В.2. Основные задачи курса и проектируемые результаты его освоения

Исходя из предмета науки управления человеческими ресурсами и требований новых образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО), в основе которых заложен компетентностный подход, целью и задачами дисциплины управления человеческими ресурсами являются следующие параметры.

Цель: изучение проблем современной теории и практики управления человеческим ресурсами на макро-, мезо- и микроуровне.

Задачи: обеспечение формирования компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, включая:

- анализ процессов формирования человеческих ресурсов;

- анализ демографической ситуации;

- анализ трудовой миграции и рынка труда;

- участие в разработке и реализации кадровой стратегии организации;

- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии с кадровой стратегией организации;

- планирование деятельности кадровых служб организации;

- участие в формировании управленческой структуры организации;

- организацию работы исполнителей (команды исполнителей) для выполнения работ по управлению человеческими ресурсами;

- разработку и реализацию проектов, направленных на развитие системы кадрового обеспечения организации (подготовка кадров, коучинг и др);

- контроль деятельности подразделений, работников (аудит и контроллинг персонала);

- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

- учет и анализ трудовых показателей (информационно-аналитическая деятельность);

- оценку производительности труда и эффективности использования человеческих ресурсов;

- организацию предпринимательского труда.

В результате изучения учебной дисциплины слушатели должны: знать:

o основные результаты новейших исследований по проблемам управления человеческими ресурсами;

o методологию, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления человеческими ресурсами и прогнозирования их;

o современные теории систем мотивации и вознаграждения работников;

o методологию и методы системного решения задач стратегического планирования и управления человеческими ресурсами;

o основные информационные технологии управления человеческими ресурсами;

уметь:

o ставить цели и формировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

o выявлять внешнюю и внутреннюю среду организации, оценивать ее влияние на динамику кадров (профессионально-квалификационный аудит);

o проводить аудит и анализ трудообеспечения организации, выявлять узкие места и обосновывать перспективные направления научных исследований;

o анализировать внутренний и внешний рынок труда, разрабатывать инновационную, социальную и кадровую политику;

o управлять формированием и использованием интеллектуально-креативных ресурсов организации, повышением производительности деловой активности;

владеть:

o методологией и методикой проведения научных исследований;

o навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

o методологией и методами решения системных проблем;

o научной методологией и информационными технологиями для прогнозирования и управления человеческими ресурсами;

o культурой мышления, умением быстро разрешать проблемы, логически верно, аргументированно и ясно излагать устную речь, сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность, выстраивать отношения с людьми и организациями;

o навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

o навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;

o навыками разработки и внедрения кадровой политики, планирования потребности в рабочей силе, деловой оценки и подбора персонала, формами и методами обучения персонала, управления карьерой;

o методами компенсационного менеджмента, мотивации и вознаграждения работников;

o навыками дисциплинарной практики, контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной, применения мер дисциплинарных взысканий;

o навыками анализа конкурентоспособности стратегии компании в области подбора, привлечения кадров, эффективного использования затрат на персонал;

o методами проведения аудита и контроллинга персонала, устранения выявленных недостатков;

o методами организации и проведения коучинга, повышения профессионально-квалификационного уровня работников;

o методами разрешения конфликтных ситуаций в организации.

По итогам изучения курса слушатели должны обладать следующими компетенциями (которые вытекают из приобретенных знаний, умений и навыков):

а) общекультурными:

o способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, самостоятельно осваивать новые методы исследования;

o способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

o способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

o навыками публичных деловых и научных коммуникаций;

б) профессиональными:

o способностью организации управления человеческими ресурсами компании (фирмы, банка и др.);

o способностью управлять формированием и использованием интеллектуально-креативных ресурсов организации, повышением производительности труда;

o способностью применять научную методологию и информационные технологии для прогнозирования потребности и формирования человеческих ресурсов;

o способностью организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности персонала;

o способностью разработки и реализации кадровой политики, планирования потребностей в рабочей силе;

o способностью быстро разрешать проблемы, логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь, сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность, выстраивать отношения с людьми и организациями;

o способностью разрабатывать и реализовывать эффективную социальную политику в организации, применять современные методы компенсационного менеджмента, мотивации и вознаграждения работников;

o способностью применять современные методы обучения персонала, управлять карьерой;

o способностью эффективно использовать дисциплинарную практику, осуществлять контроль за трудовой и исполнительской дисциплиной;

o способностью эффективно взаимодействовать по кадровым вопросам с профсоюзами, трудовым коллективом, внешними организациями; разрешать на основе трудового законодательства трудовые споры и конфликты в коллективе;

o способностью разрабатывать и реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям;

o способностью анализировать конкурентоспособность стратегий компании в области подбора, привлечения и эффективного использования работников;

o способностью анализировать бюджетирование, затраты на рабочую силу, осуществлять аудит и контроллинг труда и персонала.

Заложенный в основу курса компетентностный подход реализуется но соответствующим главам и параграфам учебника.

Курс "Управление человеческими ресурсами" носит межотраслевой характер и тесно связан с другими дисциплинами: основами менеджмента, стратегическим менеджментом, компенсационным менеджментом, экономикой труда, трудовым правом, организационным поведением, лидерством, креативной экономикой и др.

Взаимосвязь курса со смежными дисциплинами позволяет, не подменяя свой предмет изучения, использовать весь арсенал смежных наук в качестве инструментария исследования проблем УЧР.

Данный курс также широко использует методические подходы и учебный инструментарий аналогичного курса управления человеческими ресурсами, читаемого в университетах Европы и США.