Основные возможности МИС

Современные информационные системы позволяют в максимально короткие сроки выявить наиболее существенные тенденции развития компании в целом и оценить эффективность работы отдельных структурных подразделений. Сбор, обработка и анализ информации в сроки, максимально приближенные к режиму реального времени, позволяют оперативно скорректировать работу компании, а также учесть изменения внешних факторов раньше, чем это сделают конкуренты.

К важнейшим возможностям современных маркетинговых информационных систем можно отнести:

• планирование основных показателей работы розничных магазинов, таких как оборот, прибыль, количество и средний размер покупок;

• анализ эффективности использования торговых площадей, производительности труда персонала и др.;

• оценку соответствия плановых показателей реальным. Этот параметр предъявляет повышенные требования к оперативности сбора и обработки информации.

Особое место в автоматизации системы отчетности компании занимает финансовая и бухгалтерская отчетность. Периодические изменения в налоговом законодательстве и системе отчетности, представляемой в различные государственные органы, требуют от информационной системы розничного предприятия определенной гибкости и возможности адаптации к подобным изменениям.

Отметим, что внутренний контроль всех финансовых потоков крупной или средней компании без внедрения современных автоматизированных технологий обработки информации значительно затруднен.

Еще одним важным вопросом автоматизации является корректное взаимодействие с информационными системами сторонних организаций при осуществлении взаимных расчетов.

Автоматизация анализа структуры покупок и динамики среднего чека позволяет повысить эффективность существующих в розничных сетях программ лояльности.

Нетривиальные результаты дает возможность получать применение инструментов Data Mining, основанных на поиске скрытых закономерностей в больших массивах данных. Например, крупная московская фирма, производящая рабочую одежду, ежеквартально выставляла 50 тыс. счетов. Заказчики приезжали к ним со всей России. Обнаружилось, что примерно 30% счетов не оплачивается. А это — потраченное время на работу с клиентом, каталогами и т.д., поэтому фирма захотела узнать, какие параметры влияют на оплату счета. Анализ показал, что очень сильно различаются клиенты из Москвы, Московской области и регионов. Клиенты из регионов приезжали под выходные, чтобы в Москве погулять, а в понедельник-вторник занимались делами. Клиенты из Москвы выставляли счета в основном в среду-четверг, а из Московской области — во вторник-четверг. Была построена иерархия регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров. Например, Бурятия и Республика Саха (Якутия) всегда на протяжении четырех лет аккуратно оплачивали счета. В результате исследования компания определила, что если клиент приходит в пятницу и выставляется счет на сумму от и до, то с вероятностью 99% счет не будет оплачен. Это не значит, что на таких людей вообще не нужно тратить время, но его можно тратить более эффективно.

Маркетинговая информационная система является инструментом, позволяющим своевременно принимать и оценивать эффективность как стратегических управленческих решений, так и отдельных проектов в рамках развития розничного бизнеса. Система может рассматриваться как гарант эффективного расходования привлекаемых ресурсов

Группировка товаров и управление товарными категориями

Принципиальной особенностью информационных систем, разработанных специально для розничной торговли, является необходимость работы с большим и достаточно быстро обновляемым ассортиментом (от 2000 наименований в формате дискаунтер до 40 000 наименований в формате гипермаркет). Объединение отдельных товаров, схожих по физическим свойствам, традициям потребления и другим параметрам, позволяет выявлять общие для всех товаров группы закономерности, принимать решения на уровне управления отдельными категориями товаров.

Важным конкурентным преимуществом информационной системы служит удачный механизм группировки товаров, или товарный классификатор. От того, насколько однородные, с точки зрения покупателя, товары объединены в группы, зависит эффективность управления товарными категориями в целях максимального удовлетворения покупательского спроса. Современная информационная система позволяет эффективно управлять большим ассортиментом товаров, сгруппированных на трех—пяти уровнях.

Таким образом, появляется возможность анализировать рентабельность групп и подгрупп товаров, эффективность использования торговых площадей, агрегировать данные о динамике развития отдельных товарных категорий и более рационально выстраивать процесс управления ассортиментом товаров.

Решения по вводу и выводу из ассортимента отдельных товарных позиций могут осуществляться путем сопоставления показателей их объемов продаж, прибыли и занимаемой торговой площади внутри отдельных "проблемных" товарных категорий. В целях выявления самих "проблемных" групп или подгрупп товаров необходимо интегрировать в информационную систему внешние данные о покупательских предпочтениях, динамике и потенциале товарных категорий.

На основе банка данных информационная система рассчитывает оптимальный ассортимент товаров с учетом рентабельности продаж, сезонных колебаний спроса, ценовой эластичности и текущей ценовой политики конкурентов. Система формирует и передает в магазины единый ассортимент и розничные цены для промо- и рекламных акций.

Системы безопасности

Интеграция автоматизированных элементов системы обеспечения безопасности с другими бизнес- процессами розничной компании может привести к взаимному повышению их эффективности. Так, покадровый анализ видеонаблюдения за покупателями в торговых залах может использоваться в качестве инструмента для определения поведения покупателей при покупках отдельных категорий товаров, а анализ видеозаписей работы сотрудников магазинов способен существенно повысить эффективность их работы. Анализ нетипичных покупок позволяет выявить слабые места в системе безопасности. Признаками нетипичной покупки может быть, например, совершение покупки сверхбольшого количества единиц товара, совершение большого числа покупок в сверхкороткое время на одной кассе или большого количества покупок с использованием одной дисконтной карты в течение одного дня. Для этого анализа потребуются данные с терминалов магазинов.

Стоимость и эффективность информационной системы в розничной торговле

Безусловно, чем более совершенна информационная система, тем выше стоимость ее внедрения и поддержки. В большинстве случаев перед внедрением комплексной информационной системы или отдельных модулей целесообразно сопоставлять их стоимость с ценностью тех конкурентных преимуществ, которые получает в результате розничная компания. При этом в качестве результата внедрения могут рассматриваться как сокращение операционных издержек, так и получение дополнительных доходов вследствие увеличения оборота и (или) инвестиционной привлекательности компании.