Основные виды технических средств обучения и их характеристика

Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. ТСО способствуют более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также механизируют трудоемкие процессы в ходе обучения. Возможности применения ТСО позволяют использовать большой объем информации и тем самым повысить производительность труда преподавателя; "переносить" аудиторию обучаемых к месту событий; показывать сложные процессы в их динамике; предъявлять изображение событий и их звуковое сопровождение обучаемым в нужный момент времени; "ускорить" или "замедлить" изучаемый процесс, чтобы восприятие его могло стать более доступным; обеспечить объективный и оперативный самоконтроль учащихся.

Классификация ТСО

Наиболее целесообразно систематизировать ТСО по таким основным критериям, как назначение, принцип устройства и работы, род обучения, логика работы, характер воздействия на органы чувств, характер предъявления информации[1].

1. В зависимости от назначения ТСО подразделяют на следующие классы: а) технические средства передачи учебной информации; б) технические средства контроля знаний; в) технические средства самообучения; г) тренажерные технические средства; д) вспомогательные технические средства. Каждый класс ТСО содержит несколько видов технических средств, различающихся по принципу действия и устройству.

Технические средства передачи учебной информации (ТСИ) – это устройства, позволяющие раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ материала учебных дисциплин. Они могут быть широкого или целевого назначения. К ТСИ широкого назначения относятся экранная (проекционная) аппаратура (диапроекторы, кинопроекторы, графопроекторы, видеопроекторы) и звуковая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, проигрыватели и усилители речи). ТСИ широкого назначения могут быть представлены и аппаратурой комбинированного типа, передающей как визуальную, так и звуковую информацию (кинопроекторы, киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.д.). К ТСИ целевого назначения относятся динамические электрические или электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов, несущие информацию о принципах работы устройства или о взаимодействии его элементов. Такие устройства, как правило, однопрограммны.

Технические средства контроля знаний (ТСК) – это устройства, при помощи которых можно быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации. К ним относятся как простые карты, кассеты, билеты, так и различные специальные компьютерные программы, применяющиеся для проведения текущего контроля знаний учащихся, проверки в целях допуска к лабораторным занятиям, для контроля решения задач в отдельных случаях, например, при проведении зачетов или экзаменов. ТСК могут быть предназначены как для индивидуального, так и для коллективного пользования (для учебной группы или даже потока), но с индивидуальной оценкой знаний. ТСК используются и для самоконтроля знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы.

Технические средства обучения и самообучения (ТСС) – это обучающие системы, которые обеспечивают, во-первых, предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства; во-вторых, самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого.

Тренажерные технические средства (ТТС) предназначены для обеспечения выработки практических навыков выполнения логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, включения сложных агрегатов, проведения измерений, настройки или управления сложными устройствами или процессами. ТТС создаются и используются в вузах и учебных центрах. Они могут быть как широкого, так и целевого назначения.

Вспомогательные технические средства (ВТС) – это устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время: интерактивные доски; устройства дистанционного управления комплексами ТСО; устройства оргтехники; электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Интернета, системы мультимедиа и др.

2. По принципу устройства ТСО подразделяются:

• на механические и электромеханические – макеты, электрифицированные стенды и некоторые типы лабораторных установок;

оптические – различная проекционная аппаратура;

электронные – электронные измерительные устройства (осциллографы, демонстрационные измерительные устройства и т.п.); различные компьютерные программы, которые применяются для моделирования физических процессов вместо проведения сложных натуральных экспериментов;

звукотехнические – различная звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальные центры и т.п.;

комбинированные – они строятся на базе свето- и звукотехнических устройств (звуковое кино, телевидение, видеомагнитофоны, компьютерная техника и т.д.).

3. По роду обучения ТСО подразделяются на устройства индивидуального, группового и поточного использования.

4. По логике работы ТСО классифицируются на средства с линейной программой работы, т.е. не зависящие от обратной связи, и средства с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от полноты поданной обратной связи; а также ТСО с адаптивной программой, обеспечивающие обучаемому посильную для него подпрограмму.

5. По характеру воздействия на органы чувств ТСО различаются способами воздействия на органы зрения, слуха или те и другие одновременно, т.е. экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Отдельно следует выделить различного рода информационно-предметные среды, в прямом смысле средствами обучения они не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития обучающихся.