Основные типы политического лидерства

Макс Вебер предложил одну из первых классификаций политических лидеров, в основу которой положен тип легитимности власти лидера:

традиционный лидер основывает свою власть на вере в святость традиций и передает ее по наследству. Такой была власть старейшин, вождей и монархов;

бюрократический лидер основывает свою власть на законности формальных правил и процедур избрания руководителей трех ветвей власти при республиканской системе правления. Этот тип лидерства сложился в индустриальном обществе после буржуазных революций, открывших эпоху конституционной демократии;

харизматический лидер внушает свою власть массам благодаря исключительным личным волевым качествам. Так осуществляется "партийный вождизм", когда партийный вождь (демагог) господствует в силу преданности и доверия политических приверженцев к своей личности как таковой.

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469–1527) оставил в истории политической мысли совсем иную концепцию политического лидерства. С его точки зрения, политический лидер не должен следовать заповедям морали, он "должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности". Для осуществления своего господства лидер может использовать любые средства: "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла"[1]. Убийства из-за угла, интриги, заговоры, отравления и другие коварные средства Макиавелли рекомендовал широко использовать в деле завоевания и удержания власти, именно поэтому его имя стало в политике синонимом политического коварства и аморализма. Когда говорят о макиавеллизме в политике, имеют в виду именно низкие нравственные качества политических лидеров.

Макиавелли делил политических лидеров на львов и лис: львы храбры и бесстрашны, но они могут вовремя не заметить опасности, поэтому в политике больше преуспевают лисы – изрядные обманщики и лицемеры. Они являются в глазах людей сострадательными, верными слову, милостивыми, искренними, благочестивыми, но внутренне сохраняют способность проявлять прямо противоположные качества, если это необходимо.

Макиавелли писал: "Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волком, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти канканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить...

Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо"[2].

В конце XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше, во многом следуя традициям макиавеллизма, создал концепцию "сверхчеловека" – "великого человека толпы", способного управлять людьми, используя самые низменные человеческие страсти и пороки. Неудивительно, что во время Второй мировой войны фашистские лидеры стремились опереться на философию Ницше для оправдания бесчеловечной политики "Третьего рейха".

Ф. Ницше дал политическим технологам "легкий рецепт" производства "великого человека толпы". Он советовал при всяких условиях доставлять толпе то, что ей весьма приятно (или сначала "вбить ей в голову", что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это), но ни в коем случае не сразу. Наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед пей могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она тем менее будет стыдиться перед ним, и он будет тем более популярен[3].

Итак, согласно Ф. Ницше, "сверхчеловек" может быть насильником, завистником, эксплуататором, интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем – смотря по обстоятельствам. Но одновременно в политической науке возникает другая концепция политического лидерства, которая обращается к лучшим сторонам человеческой души, призывает к любви, миротворчеству и ненасилию. Наиболее ярким воплощением такого типа лидерства стал индийский политический деятель Махатма Ганди (1869–1948).

Первый президент Индии Д. Неру оставил интересный портрет Ганди в своей книге "Взгляд на всемирную историю": "...голос Ганди отличался от других голосов. Он звучал тихо и спокойно, и тем не менее его не могли заглушить крики толпы. Он был мягким и ласковым, но в нем звенела сталь. Он звучал вежливо, он увещевал, но в нем слышалось нечто непреклонное и угрожающее. Каждое произнесенное им слово было исполнено значения и чрезвычайной серьезности. За мирными и дружественными словами таились сила, призыв к действию и решимость не уступать злу"[4].

Ганди был убежден, что добиться политической власти лидер может с помощью любви: "Душа пополняется знанием, в ней рождается любовь... Ненасилие – это покой, но активное ненасилие – это любовь. Мир существует движимый любовью".

Ганди сформулировал и обосновывал основные принципы "ненасильственного" политического лидерства: отказ от сотрудничества (отказ от должностей, бойкот правительственных и иных учреждений), организация мирных демонстраций и шествий и гражданское неповиновение. Его "ненасильственное" лидерство было направлено против кровопролития, за разрешение всех конфликтов путем арбитража.