Основные теоретические положения

Богатство. Важнейшим понятием экономической науки является категория богатство. В экономической теории она рассматривается на микро- и макроуровнях.

Древневосточная экономическая мысль рассматривала богатство на уровне государства, т.е. макроуровне. Так, в древнеиндийском сочинении "Артхашастра" оно определяется как "земля, населенная людьми", которые платят налоги. Поэтому достаток народа гарантирует богатство государя.

В "Артхашастре" впервые в экономической науке было выдвинуто положение о трудовом происхождении богатства, необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Богатство предполагало деление общества на свободных и зависимых людей. Все, кто не возвращал причитавшиеся за пользование землей долги, обязаны были за это разделить на время или навсегда участь низшего сословия.

Конфуций считал, что только образованный правитель – "отец народа" способен создать систему равномерного распределения общественного богатства. Он отмечал, что "у народа будет достаток", если хозяйствование будет умелым, а труд, преумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным и в условиях "великой общности" (коллективной собственности крестьянской общины), и при частном владении.

В древнекитайском сочинении "Гуань-цзы" задача "сделать государство богатым и народ довольным" возлагалась на государя и его чиновников, а составляющими богатства являлись не только золото и жемчуг, но и материальные блага. При этом роль золота, как товара, объяснялась, прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого "выгоды у одних бывают больше, чем у других".

Способы увеличения богатства. Для древневосточных мыслителей богатство ассоциировалось с сильным государством, обладавшим материальными и денежными ресурсами, для пополнения которых они считали необходимым правильно организовать сбор налогов. В своих сочинениях они давали практические рекомендации, как сделать налоговые поступления наиболее регулярными и наиболее полными.

В трактате "Гуань-цзы" впервые в мировой науке была выдвинута идея управления на основании закона. Для обеспечения экономической стабильности в обществе предполагалось ввести гибкую систему налогообложения и количественно определить нормы различных повинностей, учитывая при этом не только качество земель, но и экономическую конъюнктуру.

Важным направлением государственной политики считалась защита населения от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того, что увеличение цен ослабляет ростовщиков и спекулянтов, в трактате предлагалось повышать цены па продовольствие, поскольку "...рынок является мерилом товарных цен. Поэтому если все товары дешевы, то тогда [торговцы] нс будут получать высоких прибылей, то это значит, что все отрасли хозяйственной деятельности будут в упорядоченном состоянии. А если все отрасли хозяйственной деятельности будут в упорядоченном состоянии, то тогда все виды потребления придут в соответствие. Поэтому хозяйственная деятельность существует благодаря [чьей-то] заботе, растет благодаря упорному труду, гибнет из-за нерадения. ... Поэтому-то и говорится: люди, связанные с рынком, ... должны разбираться в том, отчего создается излишек или дефицит. Это и значит иметь путь [“дао”]"[1].

Земледельцы. На Востоке земледельцы считались основой государства, поскольку они являлись не только производителями основных материальных благ, но и основными налогоплательщиками.

Кодекс Хаммурапи утверждал защиту личности производителей и признавал частную собственность, в том числе на земельные участки, и устанавливал ответственность за посягательства на нее. Государству предписывалось покровительство интенсивному развитию земледелия: давались права карать за лень и небрежность в обработке земли и регулировании орошения.

За нарушение законов предусматривалась система наказаний, основу которой составляли денежные штрафы и компенсации пострадавшим. В отдельных случаях предусматривалась и смертная казнь, но не по обычаю кровной мести, а по правовым нормам.

В трактате "Гуань-цзы" для укрепления экономического положения крестьян предлагалось ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. В нем намечались конкретные меры улучшения положения населения за счет изменения системы налогообложения, введение количественных норм повинностей. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы авторы "Гуань-цзы" считали необходимым ввести систему обложения семей по имущественному принципу.

Торговцы. Торговля на Востоке считалась важнейшим источником пополнения казны. Несмотря на признание необходимости торговли, во всех древневосточных сочинениях проявлялось в целом негативное отношение к торговцам. В "Артхашастре" их даже называли "ворами, не носящими имени воров", так как они недоплачивают налоги государству. Но государство должно гибко подходить к определению размеров налогов, поскольку "если резко повысить пошлины, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненавидят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратят предприимчивость".

Чтобы определить доходы торговцев, стабилизировать положение на рынке, некоторые древневосточные авторы предлагали государству установить фиксированные цены. Эта идея нашла отражение в сводах законов ряда государств, в которых определялись цены на основные виды товаров. Выступая за государственное регулирование, некоторые древневосточные мыслители высказывались за то, чтобы в цене товара были представлены издержки производителей и купцов, предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Некоторые из них выступали за жесткую централизацию власти и управление собственностью, за максимальное ограничение торговли и товарно-денежных отношений, контроль за ценами, строгий учет и контроль за деятельностью крестьян и ремесленников.

В "Артхашастре" предлагался ряд мероприятий, способствующих привлечению товаров иноземного происхождения. Для иностранных купцов предусматривались привилегии и освобождение от некоторых налогов. Составной частью регламентации торговли являлся надзор за ценами и получаемой прибылью. Обязанности государственного чиновника, ответственного за регламентацию торговли, четко фиксировались. Он должен был следить за уровнем цен и количеством товаров на местных рынках, предотвращать рост цен. В его обязанности входил подсчет основных средств, убытков, пошлин, предполагаемой прибыли, расходов но найму рабочей силы и т.д. На основе полученной информации он рассчитывал и устанавливал оптимальную цену на товары.

Чиновники. Все древневосточные мыслители считали самыми страшными несчастьями для государства голод и злоупотребление властью. Поэтому, по их мнению, глава государства должен был быть деятельным, пресекать казнокрадство, придерживаться строгой системы учета доходов и расходов, так как все эти меры направлены на экономический подъем страны и политическую стабильность. На государство возлагалась и функция защиты людей, потому что "сила государства состоит в людях. Безлюдная же земля подобна бесплодной корове – что можно из нее выдоить?".

Авторы древневосточных сочинений прекрасно понимали, что собрать налоги – это только половина дела. Намного важнее – сохранить и не допустить их расхищения. Против таких чиновников в "Артхашастре" рекомендовалось использовать наряду с официальным контролем "тайный" контроль – внедрение в дом государственного служащего правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п.

Государственное регулирование экономики. Для древневосточных обществ было характерно использование прямого государственного регулирования хозяйства посредством издания различных нормативных документов – законов, указов. Опираясь на текст законов Хаммурапи, например, можно выделить приоритетные задачи государства в экономической сфере. Одной из главных его задач считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралось смертной казнью или влекло имущественную ответственность.

В "Артхашастре" проводилась идея активного вмешательства государства в экономическую жизнь, регламентации общественных отношений. Власть отвечала за коло- низанию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, обеспечение охраны сооружений, льготное землепользование, создание новых деревень, за освоение полезных ископаемых, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу с торговцами-спекулянтами и т.д. Государству предлагалось регулировать рыночные цены для предотвращения сезонных колебаний, для этого оно должно иметь товарные запасы и направлять товары на рынок для обеспечения стабильности цен. В трактате обращалось внимание на важнейшие факторы ценообразования: основные средства, убыток, прибыль, расходы, пошлину и другие издержки. В нем дана идеальная модель государства с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной, дарованной свыше. Считая, что "управлять – значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению "чжэн мин" (исправление имен), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого: "Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном", – говорил Конфуций. Конфуцианство призывало государей управлять народом не при помощи законов и наказаний, а при помощи добродетели, демонстрируя высоконравственное поведение, на основе обычного права, не обременяя народ тяжелыми налогами и повинностями.

Авторы "Гуань-цзы" главную задачу видели в том, чтобы "сделать государство богатым и народ довольным" посредством равномерного распределения богатства и недопущения "обогащения" торговцев и ростовщиков. Вслед за Конфуцием они выступали за незыблемость сословного деления общества, полагая, что без знатных и высших сословий страна не будет иметь доходов. В числе мер по стабилизации социально-экономических отношений в стране наиболее важными авторы трактата считали: государственное регулирование цен на хлеб ("дабы в селениях царило спокойствие"), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными, т.е. включение этих налогов в стоимость производимых с их использованием товаров и др.