Основные тенденции развития систем образования за рубежом

Для мирового образования характерны тенденции, особенно ярко проявляющиеся с конца XX в.

Первая тенденция — повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция — углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня.

Третья тенденция — существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертая тенденция — значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Кроме того есть и еще целый ряд характерных явлений:

• стремление к демократической системе образования, т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности);

• значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

• увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

• разрастание рынка образовательных услуг;

• расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

• поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием;

• образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

• постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

• отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

• поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы. К крупным международным проектам относятся:

• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Сонета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

• ЛИНГВА — это программа повышения эффективности изучения иностранных языков начиная с младших классов;

• ЭВРИКА — задача проекта состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы и др.

К настоящему времени в западном мире сложились следующие образовательные модели:

• американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура;

• французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей университет, магистратура, аспирантура;

• немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура;

• английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

Однако в связи с Болонским процессом в европейских странах происходят определенные изменения в традиционных структурах образования.