Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров

Спрос населения на товары и услуги демонстрирует устойчивые, повторяющиеся тенденции развития, выявление и анализ закономерностей изменения спроса является главной составляющей прогнозирования емкости рынка и создает методическую основу для регулирования емкости рынка.

Основные закономерности развития спроса в нормально развивающейся экономике таковы:

• увеличение общего объема потребления и спроса на товары – оценивается отношением объема продаж товаров и услуг относительно показателей ВВП или денежных доходов населения;

• улучшение структуры потребительского спроса – проявляется в прогрессивных изменениях структуры потребительского спроса по следующим направлениям:

– увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;

– увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;

– высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

– возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания;

– постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

– расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и торговых услуг;

• сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения – эта закономерность является результатом действия первых двух закономерностей, поэтому она носит намного более инерционный характер.

В динамике предложения товаров на потребительском рынке России к концу 1990-х гг. обозначились три негативные тенденции:

1) существенное падение объемов отечественного производства товаров;

2) значительный рост уровня импортизации товарного предложения;

3) снижение качества реализуемых товаров.

Поэтому в 1998–2003 гг. предпринимались попытки вернуть рынок сбыта отечественным производителям. Был составлен баланс производства и потребления основных продуктов, сформирован государственный заказ для регионов па поставку продуктов в Федеральный фонд. На объемы поставок продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного производства, вводились квоты на импорт. Такая схема формирования резервов Правительства РФ по важнейшим продовольственным, социально значимым товарам и лекарственным средствам была предусмотрена в постановлении Правительства от 12 октября 1998 г. № 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации".

Позже был сформирован перечень мер государственной поддержки отечественных производителей, который стал особенно актуален в условиях экономического кризиса 2008–2009 гг. Например, Правительством РФ разработана программа по выводу из кризиса автомобилестроительной отрасли па основе стимулирования потребительского спроса на отечественные автомобили. Планируется, что к 2020 г. доля легковых автомобилей отечественного производства составит в общем объеме их потребления не менее 80% (в натуральном выражении).

Сложившиеся в развитых странах прогрессивные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров видоизменяются в условиях повторяющихся кризисных явлений в нашей стране. Применяемые меры стимулирования потребительского спроса, поддержки отечественных производителей товаров, обеспечения конкуренции на товарных рынках позволяют постепенно решать существующие проблемы, однако развитие рынка потребительских товаров идет крайне медленно. В настоящее время независимость нашей страны от поставок по импорту не обеспечивается.