Основные технологии формирования интернет- контента в Рунете

В последующие годы Рунет успешно осваивал разные способы и виды информационного наполнения веб-сайтов:

• технологии интерактивного взаимодействия с интернет-пользователями, которые были апробированы на первых русскоязычных литературноигровых сайтах "Буриме" (1995) и "Сад расходящихся хокку" (1997);

• технологии построения новостных сайтов, впервые использованные российским информационным агентством "РосБизнесКонсалтинг" (1995);

• технологии для создания и поддержки веб-сайтов, представляющих электронные версии традиционных российских СМИ (первой русской газетой, которая в 1995 г. представила в Интернете свою электронную версию, была "Учительская газета");

• публикация в Интернете сетевых литературных (прозаических и поэтических) произведений на русском языке (первым произведением, которое положило начало русскоязычной "сетературе", был начатый в 1995 г. интерактивный литературный проект Романа Лейбова "Роман");

• технологии ведения развлекательных интернет-проектов (например, создание в 1995 г. веб-сайта "Анекдоты из России"; открытие в 1996 г. первого развлекательного русскоязычного сервера "Чертовы Кулички");

• технологии информационных публикаций в Интернете в реальном времени, апробированные в 1995 г. в ходе проведения выборов;

• проведение интернет-конкурсов, начало которым положил проведенный в 1996 г. и просуществовавший несколько лет конкурс русской сетевой литературы "Тенета";

• технологии для информационного поиска в Интернете, которые в России начал разрабатывать первый российский поисковик "Рамблер" (1996) и следом за ним "Яндекс" (1997);

• технологии информационных рассылок подписчикам (бесплатная рассылка прогноза погоды и курсов валют по электронной почте более чем 250 тыс. подписчиков впервые была осуществлена проектом "Новости городского кота" в 1996 г.);

• технологии ведения рекламного бизнеса в Интернете (создание в 1996 г. рекламной сети Sputnik);

• возникновение сетевой журналистики (создание в 1996 г. проекта Zhumal.ru, который позиционировал себя как "школа русской сетевой журналистики");

• проведение первого опыта прямого непрерывного радиовещания (проект "Радио1-Петроград", 1996 г.);

• проведение онлайновых конференций (первые такие конференции были организованы и проведены в 1996 г. в рамках проекта Zhumal.ru);

• первые опыты аудио-подкастов[1] (первым российским политиком, чей голос можно было услышать в подкасте, опубликованном в Интернете в 1996 г., был генерал Александр Лебедь);

• освоение технологии баннерных[2] сетей (в 1997 г. появилась первая российская баннерная сеть Reklama.ru);

• появление бесплатных почтовых интернет-серверов (первая бесплатная российская почтовая служба в Интернете Pochta.ru появилась в 1997 г., Mail.ru – в 1998 г.);

• появление и ведение ежедневных интернет-СМИ (первые опыты такого рода – открытие в 1999 г. ежедневной интернет-газеты Gazeta.ru и круглосуточной новостной службы Lenta.ru);

• возникновение в 2000 г. первого русскоязычного интернет-сообщества "Живой Журнал" (ЖЖ), который использовал опыт англоязычного Livejournal;

• начало освоения технологии wiki (возникновение в 2001 г. русскоязычной Википедии);

• появление доменов, использующих кириллический алфавит (первые сайты с кириллическим доменом ".рф" были зарегистрированы в 2010 г.: сайты "президент.рф" (президент.рф) и "правительство.рф" ( правительство.рф).

В 1997 г. был проведен подсчет количества пользователей российского сегмента Сети, который зафиксировал численность постоянных участников сетевого информационного обмена в Рунете в 1,2 млн (в 1996 г. их было 384 тыс.), следующий анализ аудитории российского сегмента, проведенный в 1999 г., показал рост ее численности до 5,5 млн человек, что составило около 5% всего взрослого населения страны. Последние данные, опубликованные на сайте Минкомсвязи России[3], свидетельствуют, что в 2013 г. доля активных интернет-пользователей в Российской Федерации составила 61,4%, что несколько ниже, чем в среднем но Европе (около 75%), по выше, чем в отдельных европейских странах (например, в Италии пользователями Интернета являются 58% жителей). Проникновение русского языка во Всемирную паутину было поддержано открытием в 2008 г. русскоязычного домена ".рф", который полностью перешел на использование кириллического алфавита. Это в значительной степени способствовало тому, что русский язык сегодня стал вторым по частоте использования во Всемирной паутине после английского[4].