Лекция 2 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В результате освоения материала данной главы студент должен:

знать

o базисные и специфические психотехнические действия;

o эффекты психокоррекционного воздействия;

уметь

o выявлять возможности и ограничения различных психотехнических действий;

o прогнозировать эффект психологического воздействия;

владеть

o способами применения полученных знаний в практической работе с людьми;

o навыками анализа процесса психологического воздействия;

o навыками самообразования и самосовершенствования.

Базисные и специфические психотехнические действия

Психологическое консультирование и коррекция предполагают использование психологом определенных методов работы. Под ними подразумевается совокупность действий, с помощью которых он решает определенную психологическую задачу. Основные виды психотерапевтических техник принято называть базисными, дополнительные - специфическими. Например, Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис среди методик семейного психологического консультирования выделяют такие базисные техники, как указания (прямые и парадоксальные), семейную дискуссию, обусловленное общение, заключающееся в том, что в семейное общение надо привнести новый элемент, проигрывание семейных ролей. В качестве примера специфического действия можно назвать формирование у клиента версионного мышления, т.е. умения выдвинуть не менее 20 версий причин определенных поступков людей.

Важно понимать, что репертуар как базисных, так и специфических психотехнических действий зависит от теоретической позиции консультанта.

Как отмечают Дж. Тодд и А. К. Богарт, недавние исследования показали, что большинство практикующих психологов считают себя эклектиками и пользуются методами из различных теоретических источников. Одной из причин этого является то, что согласно экспериментальным оценкам эффективность таких методов приблизительно одинакова, и практические психологи предпочитают заимствовать из каждого то, что они считают полезным. Интересно, что теоретики психологического консультирования склонны подчеркивать различия, существующие между школами и направлениями. А специалисты-практики широко заимствуют друг у друга методы работы, что ведет к нивелированию различий, существующих в теории. Так, психодинамически ориентированные специалисты используют бихевиоральные методы, предлагая клиенту между сессиями выполнять определенные упражнения. А специалисты по бихевиоральной терапии сегодня стремятся учитывать терапевтические отношения (это понятие пришло из психотерапии) и переносы, активно разрабатываемые в психо-динамической терапии.

На основании этого возник такой подход, как методический эклектизм, подразумевающий то, что психолог должен использовать методы из разных подходов, руководствуясь прежде всего практикой, а не теоретическими воззрениями. Основная задача здесь - оценить особенности личности и проблемы клиента и выбрать гот путь, который им наиболее соответствует.

Психологи, работающие в русле этого подхода, уделяют много внимания изучению того, какие подходы для каких типов личности и каких ситуаций оптимальны. В частности, было выявлено, что клиент-центрированная терапия не подходит подозрительным и мнительным клиентам, а также представителям культур с высокой дистанцией власти, например Северной Кореи. Сторонники методического эклектизма утверждают, что даже терапевтические отношения должны подбираться гак, чтобы они подходили конкретному клиенту. С одними клиентами нужно быть более активным и директивным, с другими - мягким и пассивным. Нам представляются эти положения чрезвычайно важными и удобными в работе.

Пример. На консультацию приходит мама первоклассника. Ее родительская позиция - сверхконтроль. Она контролирует образ мыслей сына, учебу и даже выходные она расписывает заранее. Понятно, что при использовании клиент-центированной терапии психолог покажется ей слишком мягким и неавторитетным, а его позиция "Психолог не дает советов" - непрофессиональной. Поэтому избирается директивный метод работы, ей даются конкретные советы для воспитания ребенка. Она их выполняет, получает позитивный результат. В следующий раз приходит более мягкая, открытая мама. В этот раз психолог использует клиент-центрированную терапию, которая показывает неожиданно быстрые результаты - мама сама задумалась над своим сверхконтролем.

Некоторые теоретики пытались создать модель того, как различные терапевтические подходы могут быть включены в эклектическую терапию. Р. Фицджеральд называет свой подход эклектической психотерапией. Фицджеральд опирается на психоанализ как на платформу, позволяющую понять причину трудностей клиента, по полагает, что исходя из своего персонального опыта, психотерапевт должен решить, какая форма психотерапии может быть наиболее эффективна с конкретным клиентом в конкретных условиях.

Многие полагали, что для определенных стадий работы нужно использовать соответствующие им психотерапевтические подходы.

Представляется особенно интересным следующий подход. В процессе консультирования можно выделить три основные стадии. Первая стадия - исследование, т.е. обсуждение ситуации клиента. Здесь наиболее приемлемы методы клиент-центрированной терапии. Вторая стадия - интерпретация, когда формулируются причины проблемы. При этом более действенными будут психодинамический и когнитивный подходы. На третьей стадии упор делается на стратегии действий. Здесь можно использовать поведенческие методы. Однако эту схему можно рассматривать только как примерную, ориентируясь все-таки первоначально на особенности клиента и его ожидания от психолога.

В настоящее время наблюдается расширение не только сферы действия методического эклектизма, но и специализации различных теоретических подходов, т.е. определение тех проблемных областей, в которых они наиболее эффективны. Имеется в виду, что, приступая к работе с проблемой клиента, психолог выбирает те подходы, которые быстрее приведут к необходимому результату. Например, если говорить о детях, то моносимптомные фобии и зоофобии лучше всего поддаются поведенческой терапии - успешность этого метода подтверждена практикой. А при кризисах идентичности в подростковом возрасте более целесообразно использовать глубинно-ориентированные методы, так как симптоматика этих кризисов настолько разнородна и обширна, что подход с позиций теории научения столкнется со значительными трудностями.

Если говорить о взрослых, то, к примеру, при работе с клиентом, переживающим утрату, на первом этапе уместны методы клиент-центрированной терапии, позволяющей клиенту в безопасной обстановке выразить свои чувства. Далее - метод логотерапии В. Франкла, позволяющей найти смысл страданию. Как нам представляется, на практике важны идеи и методического эклектизма, и специализации подходов.

Действительно, на разных этапах работы стоит использовать разные методы, равно как и думать над тем, насколько они соответствуют проблеме клиента. Важно также отметить, что как ни хороши и эффективны будут методы, если они не восприняты консультантом (не легли на душу), лучше их не использовать.

Важно также соотносить используемый метод с возрастом и уровнем развития клиента. К примеру, при работе с детьми от трех до пяти лет требуется применение неречевых (независимых от речи) методов и игр (с куклами, ролевых). В младшем школьном возрасте вербальный подход становится более осуществимым, особое значение приобретают творческие техники. Поэтому, к примеру, сочинение ребенком сказок в различных формах используется в психокоррекции.

Можно ли в такой ситуации выделить базисные психотехнические действия? Да, если принять за них те, которые присутствуют практически во всех теоретических подходах. Так, Р. Фицджеральд также отмечает стремление психотерапевтов найти общий знаменатель в своей работе, т.е. общие позиции. Кратко опишем их.

Выше уже отмечалась необходимость хороших отношений между психотерапевтом и клиентом. Некоторые терапевты устанавливают их легко и естественно, для других потребуется использование каких-либо техник. Здесь нужно отмстить умение терапевта проявлять теплое отношение, не нарушая границ клиента. Некоторых клиентов внимание к себе настораживает, и в отношениях с ними терапевт должен быть более сдержан. Правильнее было бы сказать, как отмечает Р. Фицджеральд, что по мере сближения с клиентом терапевт должен проявлять больше тепла.

В основу многих подходов положено непосредственное переживание. Поэтому нередко используются специальное вызывание переживаний и их последующее проговаривание.

Другой объединяющий эффект - повышение самопринятия клиента. Важно понимать, что под этим имеется в виду не приписывание ему глобальных достоинств. Это так же дисфункционально, как и отрицание их. Важна в целом положительная опенка клиентом собственных способностей и навыков как достаточных для того, чтобы достичь важных для него целей, а также для того, чтобы удовлетворить его потребности при согласии со своими недостатками, как имеющими право на существование.

Еще одним общим аспектом теоретических подходов является то, что они дают клиенту чувство контроля над своей жизнью. "Я могу. Я способен. Я доверяю себе", - в этих словах можно было бы описать такой контроль. Действительно, многие клиенты обращаются за помощью, когда теряют надежду на изменения, ощущают собственное бессилие. Поэтому очень важно, чтобы терапевт был искренним с клиентом, но при этом сумел бы сформировать оптимистичный взгляд на ситуацию.

К базисным можно отнести техники, которые изменяют жесткие схемы клиента на более гибкие. Имеется в виду, что нередко не само событие, а его интерпретация является источником проблем. Поэтому важно реорганизовать способ формирования взгляда клиента на окружающий мир.

Также часто в работе присутствует реорганизация системы личностных смыслов. Поиски новых смыслов, снижение значимости уже изживших, техники, с помощь которых это делается, также можно отнести к базисным. И, конечно, техники, направленные на поиск у клиента ресурсов к изменениям, расширению знаний и переживаний по поводу своих возможностей и способностей, также по праву считаются базисными. В каждом конкретном случае выбираются необходимые базисные и специфические техники, причем это относится и к групповой, и к индивидуальной работе.

Пример. На занятиях по повышению квалификации школьных психологов на перемене к преподавателю подошла девушка, извинилась за то, что во время занятия выходила в коридор. Объяснила это тем, что полтора года назад у нее умер месячный ребенок, и тема лекции напомнила ей о нем. Преподаватель предложил ей свою помощь. Она согласилась, и в начале следующего занятия стала рассказывать группе свою историю. Рассказывала с подробностями, плакала. Она считала себя виноватой за его смерть, говорила, что больше никогда не будет иметь детей.

Группа с помощью преподавателя оказала девушке поддержку, постаралась показать, какой хорошей матерью она была, доказать, что уход ребенка из жизни от нее не зависел. Как можно заметить, были использованы техники, вызывающие непосредственное переживание клиента, затем повышение самопринятия и реинтерпретацию события. Далее удалось реорганизовать смысл тяжелого события. Схема "Ребенок умер. Я буду страдать" была заменена на схему "Он был, и я ему благодарна". Далее были актуализированы ресурсы девушки, и она сказала, что будет обязательно рожать еще детей и еще больше учиться, чтобы еще лучше помогать людям.

В конце занятия использовалась специфическая техника - девушке написали коллективное письмо-внушение.

Таким образом, трудно провести границу между базисными и специфическими действиями. Это зависит, как мы уже говорили, от особенностей личности клиента, его проблемы и этапа работы. Во многом это определяется теоретическими и практическими пристрастиями самого консультанта. Как нам представляется, главное - осознавать, что ты делаешь и для чего.