Основные составляющие внутриорганизационного управления

Управление как система и процесс в социальной организации включает определенные составляющие, сочетание которых отражает его ОГЛАВЛЕНИЕ.

В табл. 7 в систематизированном виде представлены основные составляющие внутриорганизационного управления и соответствующие им виды систем. Конкретное состояние этих систем, определяемое с помощью оценок, дает представление об их уровне (укрупненно) – высоком, среднем или низком. Поэтому на практике важным считается умение руководителей оценивать используемые системы и технологии для того, чтобы не дать им устареть.

Таблица 7

Основные составляющие управления в социальных организациях

Основные составляющие управления

Виды систем по составляющим

Информация

Информационные системы и технологии в социальной организации в целом Информационные системы и технологии в подразделениях

Информационные системы и технологии на рабочих местах (применительно к должностям)

Цели, задачи

Система планирования в социальной организации в целом

Системы планирования в подразделениях Виды планов применительно к должностям

Управленческие

решения

Система подготовки, принятия и реализации управленческих решений в социальной организации

Функции и организационная структура

Устав (положение) социальной организации Положения о подразделениях (система положений) Должностные инструкции (система ДИ)

Штатное расписание (система штатных должностей)

Персонал (кадры)

Система подбора, отбора и приема на работу Система оценки персонала в процессе работы (например, система аттестации)

Условия труда

Система наставничества (кураторства) Система стимулирования персонала

Ресурсы

Система ресурсов, включающая информационные, материальные, человеческие, финансовые, административные, социальные, временные

Время

Система тайм-менеджмента (управления временем)

Обратная связь – учет, аудит, контроль, проверка исполнения, контроллинг

Система учета

Контрольные системы (системы проверки исполнения)

Система контроллинга Система внутреннего аудита

Суть внутриорганизационного управления (как и на любых вышестоящих уровнях) можно выразить с помощью короткой, но емкой на практике формулы

У = Цели, задачи → Ресурсы → Результаты.

Таким образом, управление оценивается не по тем целям, задачам, которые ставятся, а по тем результатам, которые фактически получаются.

Применительно к данной формуле существует три ее разновидности.

Первая (идеальная): Цели, задачи = Результаты, т.е. поставленные цели, задачи полностью превращены в необходимые виды и объемы результатов.

Вторая (недостаточно результативная): Цели, задачи > Результаты. Несмотря на различные факторы, оказавшие влияние на данное неравенство, главным из них считается ресурсный фактор – его оказалось недостаточно применительно к данным целям, задачам, или сами цели, задачи были первоначально завышены относительно реального ресурсного обеспечения. Это неравенство содержит важное напоминание руководителям: "Будьте реалистами!".

Третья (сверхрезультативная): Цели, задачи < Результаты. На данное неравенство оказывают влияние различные факторы. Как и в предыдущем неравенстве, основным из них считается ресурсный фактор – или ресурсов было больше относительно конкретных целей, задач (вынуждены затратить), или цели, задачи были занижены, или удалось изыскать дополнительные виды и объемы ресурсов.

Американский профессор Деминг в свое время предложил отображать суть внутриорганизационного управления с помощью двух циклов.

Цикл SDCA

Любой официально установленный стандарт понимается как некое требование, которое необходимо соблюдать, выполнять. Вместе с тем стандарт – не догма, так как он может уточняться и меняться. Поэтому целый ряд внутри- организационных управленческих процессов могут стандартизироваться, или, как принято говорить, "ставиться на автомат". В итоге целый ряд результатов в процессе управления обеспечивается на основе стандартизации или установления определенных требований.

Цикл PDCA

В мире невозможно найти организацию, предприятие или учреждение, не использующие механизмы планирования, выполнения и контроля выполнения планов, а также воздействующих средств на нежелательные отклонения от плановых показателей. Вместе с тем к циклу PDCA можно применить цикл SDCA, имея в виду стандартизацию процессов планирования, их выполнения, контроля и воздействия в социальной организации.