Основные признаки модели "естественная монополия" и возможности ее реализации в электроэнергетике

"Естественная монополия" означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Основные характеристики рынка "естественной монополии" заключаются в следующем:

– "эффект масштаба", который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства, что следует из большой доли условно-постоянных затрат в суммарных затратах на производство;

– неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий: услуги по передаче электрической и тепловой энергии; услуги по ОДУ; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В случае больших постоянных затрат кривая спроса (D) пересекает кривую удельных суммарных затрат (АС) в точке, где АС все еще снижается (рис. 6.1).

В данном случае монопольная цена Рм будет превышать и удельные суммарные затраты, т.е. монополист имеет сверхприбыль, и предельные затраты, т.е. нет эффективного распределения ресурсов.

Если целью государственного регулирования является достижение эффективности распределения ресурсов, то необходимо законодательно установить цену монополиста, которая равнялась бы Рk. Делая незаконным повышение цены выше этой точки, регулирующие органы обрекают компанию на неэффективность. Причина – природа естествен-

Рис. 6.1. Ценообразование в условиях "естественной монополии"

ной монополии, имеющая тенденцию располагать значительными избыточными (в том числе резервными) мощностями. Следовательно, цена естественного монополиста обязательно должна быть выше точки пересечения кривой спроса (D) и предельных затрат (МС).

Учитывая эти соображения, государственное регулирование осуществляется не путем установления цен на основе предельных затрат, а через цены, покрывающие необходимые затраты и норму прибыли (РF,).

Основные признаки модели "олигополия" и возможности ее реализации в электроэнергетике

Продукты "олигополии" могут быть дифференцированы ИЛИ стандартны.

Олигополия возникает благодаря стиранию различных барьеров для вступления в отрасль: эффекта масштаба, владения сырьем, патентами и т.д. Олигополии отличаются небольшим количеством продавцов и эта немногочисленность означает, что решения по определению цены и объема принимаются не только с учетом издержек и спроса, но и с учетом реакции конкурентов. Каждая компания испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения при формировании собственной стратегии цены и объема. Всеобщая взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности и, как следствие, необходимость для компании взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики и является уникальным свойством олигополии.